0
2411
Газета Интернет-версия

02.11.2000 00:00:00

Птюч света в темном царстве

Тэги: птюч


Птюч-книга. Сост. и авт. предисл. И.Шулинский. - М.: АРМАДА: Издательство Альфа-книга, 2000, 431 с.

Этой книгой журнал "Птюч" поставил точку в собственной истории. Истории нелепой, недолгой, несмелой, но обаятельной - каким и было то время середины 90-х.

Время "птюч" кончилось сразу после кризиса. Вместе с эпохой, когда на двадцать баксов можно было жить целый месяц и ни в чем себе не отказывать. Когда "Макдоналдс" был символом. Когда евроремонт и MTV еще не сдали на евросвалку. И когда самое стильное радио города "Радиостанция-2000" называлось еще без затей - "Станция".

А может быть, ее вообще еще не было и приходилось обходиться "Престижем".

Я уже не помню.

В эту книгу вошли избранные материалы журнала, который читали немногие, но знали почти все, кто умел читать. Тогда журнал мог себе позволить переводы из Ирвина Уэлша с матюгами - и Уорхолла с Джарменом. Тогда героем его выпуска мог стать даже поэт Игорь Холин, потому что Холин - это примерно то же, что MTV, только в литературном поле, и гораздо веселее.

Собственно, журнал играл роль путеводителя в те времена, когда зарубежные музыканты, режиссеры и художники в Москву приезжать еще не решались, ТВ показывало бог весть что, а наши абсолютисты, перфекционисты и концептуалисты еще не нашли себе дорогу к издательствам и клубным площадкам.

Вот тогда-то и появилось это понятие - "птюч": человек-персонаж, человек-жанр, человек-эмблема. Сам показываю-рисую-пою - сам о себе и пишу - как умею. Тогда этикетки вообще были в моде - все эти любера, рокеры, хиппи, панки и прочие, кому "трудно быть молодым": на замену комсомольско-партийной парадигме ценностей, видимо. Но самым обаятельным, немассовым и, главное, симпатичным персонажем в этой агрессивно настроенной толпе были все-таки птючи.

Определить птюча очень трудно - и в этом главное его достоинство. Что-то вроде русской версии эскапизма западных 60-х. Метафизические стиляги. Люди-эклектики, которым "по барабану" все, кроме музыки, любви и дизайна. Но точного определения все равно не подыщешь - и слава богу, поскольку птюч избегает всего, что касается "мира точных определений", предпочитает наглядные неясности и "Trainspotting" - "Криминальному чтиву".

Это у птюча был цвет глаз, ненадежный как мартовский лед. Это у него в квартире стоял бабушкин комод, на белых крашеных стенках висела современная живопись, в углу звонил старый телефон, а на самом видном месте красовался многоэтажный "Techniсs" или "Kenwood" с напольными колонками. И только сейчас никого не удивишь таким набором - поскольку сами птючи давно предпочитают Naf-Naf, а не Тишинский рынок.

Поиск стиля и был ключевой проблемой для этих людей - сколько бы инициаторы журнала ни говорили о проблемах поколения, танцевальной музыки, ностальгии и т.д. Птючи первыми пытались сформировать свое, частное пространство своими же, частными, средствами: музыкой, наркотиками и легким - как у Бунина - дыханием. Собственно, частное пространство, "ракушка", - это и есть главная буржуазная ценность: просто птючи сильно опережали свое время, поэтому эта идея бытовала еще и как протест против безобразия, которое творилось тогда в стране. Самым ценным на этом безобразном фоне для птюча была - что? - правильно: подлинность. Но что такое "подлинность", как не кульминация частности? Собственно, от этого пошел и дизайн журнала, и стиль материалов, имитирующий спонтанность и непосредственность изложения. Просто теперь время догнало наших героев - и они идут в ногу.

Книга, которая кажется надгробной плитой всем этим "поискам себя", состоит из разных материалов - тут тебе первые переводы Берроуза и Уэлша, Радов с Приговым, много секса, кино и фельетонов, где Курицын ставит над собой эксперимент с помощью MTV и водки.

Но самое забавное - в том, что с выходом книги стало окончательно ясно, что журнал "Птюч" был первым в России графическим проектом: проектом, где все тексты держались за счет дизайна и сумасшедшей верстки. Теперь, собранные на простой бумаге без картинок под одной веселой обложкой, эти тексты выглядят обыкновенно и ничего от птюч-стиля в них, оказывается, нет. Стиль исчез вместе с краской и версткой - осталась литература, собранная невесть по каким соображениям под одну обложку.

Ну не вяжется книга с тусовкой, даже если это "Птюч-книга". Нет в ней ничего от птючей - не их это жанр, и ничего она не скажет случайному читателю: что? зачем? когда? почему? Да и сами птючи - где они? что их тусовка? Вот что нынче пишет редактор журнала в своей колонке: "Я заметил, что многие мои друзья перешли на тихое и спокойное времяпрепровождение. Пять лет назад каждая ночь казалась последней. И могла быть последней. Отдыхали с неистовой страстью и яростью. С пионерским задором. Сейчас потратить сто долларов на кокаин кажется святотатством. Уж лучше накупить продуктов в универмаге "Седьмой континент".

От чего они тогда так уставали, что отдыхали "с неистовой яростью", непонятно, - а вот пафос уюта и тепла остался прежний: просто барахолка сменилась на супермаркет. Но ведь и Уэлш нынче - чрезвычайно респектабельный парень, который позирует с пивом перед фотографами и выдает чудовищно корректные фразы на публику. Так что нынешний "Птюч" - это что-то вроде "Домашнего очага", только для умных: для тех, кто понимает, что творится вокруг, и чем быстрее ты выкинешь телевизор на помойку, тем будет лучше. А уж потом можно на все наплевать, заниматься аэробикой, слушать "Станцию 2000" по вторникам - и испытывать чувство любопытства ко всему, что происходит за пределами Садового кольца.

Собственно, любопытство к внешнему миру, терпимость к любым проявлениям интеллектуально-полового характера всегда отличали - и отличают - птючей от основной массы наших сограждан, которые все еще чудовищно отстают от своего времени.

А птючи были первыми - и, кажется, единственными! - кто предложил реальную модель поведения в тех условиях. Со своей моралью, со своим стилем и своим журналом. И - вот ведь - эта модель работала! Поэтому их роль в "буржуазной" революции середины 90-х остается по-прежнему очень существенной - хотя и очень незаметной.

С другой стороны, публичность - это ведь не к лицу настоящему птючу: не правда ли?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
716
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
617
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
1476
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
263

Другие новости