Владлен Гаврильчик. Геройское. - СПб.: Красный матрос, 2005, 20 с. ISBN 5-7187-0549-6
Поэма легендарного питерского поэта и художника Владлена Гаврильчика (р. 1929), датированная 1985 годом. Главный герой - Чапай. Не реальный, а вышедший из анекдотов про Петьку и Василия Иваныча. Сюжет охватывает и других анекдотических персонажей. Например, чукчу и Пушкина. Результат работы Гаврильчика со стереотипами массового сознания, быть может, не настолько глубок и замысловат, как у Пелевина, но зато гораздо смешнее: "В академию Генштаба/ Он намедни ускакал/ Сдать экзамены. И с ходу/ Сдал мочу, а также кал". Или другой пример: "Петька ручки потирает,/ Принимает бодрый вид./ "Да натягивал антенну/ Я на крыше", - говорит./ "Так, - сказал Василь Иваныч,/ Лаптем лопая бульон, -/ Много девушек хороших,/ Много ласковых имен". Цитаты устаревают, но смеемся мы сегодня над тем же, над чем смеялись в 85-м. Поэма написана незамысловато, в духе примитивизма и митьковства, но настолько органично, что впору задуматься: уж не Гаврильчик ли автор "чапаевской" серии анекдотов? А может быть, не только "чапаевской"?
Кнут Гамсун. В Сказочном царстве. Мечты и впечатления о Кавказе/ Пер. с норв. Л.Горлиной. - М.: МИК, 2005, 216 с. ISBN 5-87902-081-9
История этого текста такова. В сентябре 1899 года сорокалетний норвежский писатель Кнут Гамсун отправился в путешествие по России, Грузии и Азербайджану. Отчасти из любопытства, отчасти в знак уважения к русской литературе посмотреть на место действия книг Лермонтова и Толстого. Что и описал потом в своих путевых заметках. Значительную часть книги занимают литературные эссе в сочетании с размышлениями о тотальном упадке нравов. Все это в неповторимом гамсуновском стиле. Самоирония, рефлексия, абсурд: "Я развлекаюсь, пытаясь завести свои часы, - они стоят. Нет ничего удивительного, что они в конце концов остановились, в последнее время я только и делал, что переставлял их то вперед, то назад, то вперед, то назад". Примерно в том же стиле написан и знаменитый роман Гамсуна "Голод". Стиль - главный герой и этой его книги. Издание дополнено отчетом о путешествии, которое спустя ровно сто лет после Гамсуна, в сентябре 1999 года, совершили двое норвежцев, Бьерн Рюдборг и Уле Петтер Ферланд.
Олег Будницкий. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). - М.: РОССПЭН, 2005, 552 с. ISBN 5-8243-0666-4
Книга посвящена едва ли не самой противоречивой проблеме в истории прошлого века. Евреи и революция. Тут и двести лет вместе. Тут и пламенные революционеры (о них все знают), тут и участие евреев в Белом движении (об этом известно меньше). Тут и герои-белогвардейцы во главе с недавно перезахороненным главным русским патриотом Антоном Деникиным ("Если Троцкий возглавляет Красную армию, следовательно, надо отрубить руки местечковому сапожнику, изнасиловать его жену и размозжить голову его ребенку..."). Тут и такие же герои - красноармейцы. С важным уточнением, что "советская власть в отличие от командования белых действительно хотела пресечь погромы". Тут и борьба Русской православной церкви и "белой" дипломатии против создания в Палестине еврейского государства.
Иван Бенчев. Иконы ангелов. Образы небесных посланников/ Пер. с нем. С.Дмитриева. - М.: Интербук-бизнес, 2005, 256 с. ISBN 5-89164-155-0
Эта книга - нечто среднее между альбомом и изданием научным. Она богато иллюстрирована, в то же время содержит большое количество искусствоведческой, исторической, а отчасти и сугубо богословской информации. Ангелы, и только ангелы, во всех видах. В Ветхом Завете и в новозаветной традиции, в апокрифах, ангелы и Богоматерь, ангелы и святые и пр. "Здесь представлены величайшие произведения искусства из известных соборов, монастырей и музеев мира. Особый интерес имеют включенные в книгу иконы, изображения которых ранее не публиковались. Читатели, будь они атеистами или верующими, поймут, что подход к духовному содержанию ангельской иконографии в этой книге сильно отличается от чисто искусствоведческого интереса..."
Макс Шур. Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть/ Пер. с англ. Л.Игоревского. - М.: Центрполиграф, 2005, 526 с. ISBN 5-9524-1794-9
23 сентября 1939 года Фрейд выпросил у своего лечащего врача Макса Шура инъекцию смертельной дозы морфия. Фрейд был, скажем прямо, не самым простым и покладистым пациентом. Не столько из-за состояния здоровья, но и в силу своих представлений о жизни и смерти. Фактически Фрейд всю жизнь провел в ожидании смерти, всю жизнь готовился к ней. У него было немало поводов задуматься о своем конце. И смерть матери, и удаление раковой опухоли в 1923 году, и опасности, которым он подвергался в оккупированной фашистами Вене. Помимо воспоминаний Шура в книгу вошли фрагмент дневников Фрейда и выдержки из его писем: "Надеюсь, что, когда придет мое время, рядом со мной окажется достойный человек, который отнесется ко мне с большим уважением и сможет подсказать мне время, когда я буду должен уйти". Этим человеком и оказался Макс Шур.