0
1156
Газета Печатная версия

15.02.2018 00:01:00

Много силы и мало слез

Монолог, эпистолы, беззащитность и многоточие

Тэги: поэзия, проза поэта, монолог, эпистолярный жанр, рассказы, классика, силлаботоника


поэзия, проза поэта, монолог, эпистолярный жанр, рассказы, классика, силлаботоника Жизнь идет разная, не всегда ласковая, но в общем справедливая. Рисунок Юлии Беломлинской из книги

Книга Ольги Аникиной, думаю, будет благосклонно встречена критикой – хотя лично я, например, ждал ее с некоторой настороженностью. Эта настороженность объяснима. Поэту – а Аникина читающей публике в первую очередь известна как замечательный поэт – бывает трудно перейти на прозу. Тому есть причина. Автор, пишущий в классической силлаботонике, привыкший к сложности поэтического построения фраз, точнее, к вынужденной, но прекрасной лаконичности, при работе с прозой может соблазниться кажущейся свободой. Он может ставить десять определений вместо одного, но безукоризненно точного, может растекаться мыслью по древу, пока наконец ему не покажется, что сказано достаточно. Он вполне может затеряться в поворотах сюжета, если берется сразу за крупноформатный текст. Ловушек, которые готовит переход от поэзии к прозе, довольно много, и я уже был готов их увидеть и на них же указать, но оказалось, что Ольга Аникина их избежала. Очевидно, что она учла ошибки своей первой прозаической книги (роман «Тело ниоткуда») и сумела их не повторить.

6-14-11.jpg
Ольга Аникина. С начала до конца. – СПб.: Лимбус-Пресс, 2017. – 240 с.

Ольга, несмотря на свой поэтический вес, прозаик начинающий, и эта книга рассказов – самый удачный вариант для начинающего прозаика. Рассказы позволяют максимально сконцентрироваться на тексте, избежать длиннот, некоего замыливания глаза автора и добиться наилучшего результата. Что удалось Аникиной – это, бесспорно, текстовое разнообразие. Узнаваемый авторский стиль хорош, без сомнения, но тоже может наскучить. Это касается всех, кого можно узнать по первым двум строчкам, а также по последним или, например, из середины текста. Примеры приводить, понятное дело, не буду – они и так на слуху. Сборник Аникиной составлен из очень разноплановых текстов, по каждому из которых вполне можно изучать разнообразие стилей. Не могу сказать, что лично мне такой разброс очень по душе – просто потому, что известный мне поэтический уровень должен соблюдаться и в прозе. Но, с другой стороны, темы некоторых рассказов совершенно не требуют привычного мастерства, а нуждаются в мастерстве иного плана, не настолько броского и заметного, но все же позволяющие донести до читателя именно то, что задумано автором.

Некоторые рассказы вполне можно назвать стихотворениями в прозе, некоторые – практически чистым и хорошо подобранным монологом, некоторые представляют эпистолярный жанр с неожиданным окончанием. Некоторые показывают, как можно в короткий рассказ («Дедушка») уместить целую жизнь, которая сама отвечает на все вопросы и порою вместо точки ставит многоточие. Есть, безусловно, и чисто женские вещи, но в целом книга не похожа на женский роман – или, если угодно, на женские рассказы. В них много силы и мало слез, хотя некоторые вещи, конечно, будут приняты только женской аудиторией. Некоторые рассказы трогают не только беззащитностью, но и поэтическим (поэт и в прозе остается поэтом) взглядом на не самые хорошие жизненные эпизоды (рассказы «Камаз», «Кран», «Что со мной»). Но жизнь идет, разная, не всегда ласковая, но в общем справедливая, вполне соответствующая словам автора: «Прыгать, скользить, поддерживать друг друга и говорить – спасибо. Поддержали – спасибо. Не вышло – тоже все в порядке».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гранты на постановки по русской классике как индикатор цензуры

Гранты на постановки по русской классике как индикатор цензуры

Безобидная инициатива министерства культуры может сыграть роль лакмусовой бумажки

0
718
Три в одном

Три в одном

Олеся Головацкая

Андрей Щербак-Жуков

Форум, объединивший премию «Новый сказ» с Фестивалем имени А.С. Пушкина в Судаке и фестивалем фантастики «Аэлита»

2
2050
Кассандра и маленький фей

Кассандра и маленький фей

Наталия Михина

По законам другой реальности

0
214
Верба и грачи, колокольный звон

Верба и грачи, колокольный звон

Андрей Юрков

Посмертная судьба северного самородка: памятники и песни

0
858

Другие новости

Загрузка...