0
3471
Газета Печатная версия

04.10.2018 00:01:00

Дневник писателя и слезинка ребенка

Про отголоски истории декабристов в «Братьях Карамазовых» и о том, как мужик Марк стал Марием

Тэги: достоевский и мировая культура, журнал, москва, карен степанян


достоевский и мировая культура, журнал, москва, карен степанян Достоевистика – не только для специалистов, но для всех поклонников Федора Михайловича. Фото Евгения Никитина

36-15-14_a.jpg
Достоевский и мировая культура.
Филологический журнал. –
М.: ИМЛИ РАН, 2018. – 298 с.

Достоевистам в нашей стране и за рубежом давно и хорошо известен альманах «Достоевский и мировая культура», выходивший раз-два в год попеременно в Москве и в Литературно-мемориальном музее Федора Михайловича Достоевского в Санкт-Петербурге. Ныне он разделился на два «потока». Собственно альманах продолжает выходить в Санкт-Петербурге. А в Москве появилось новое периодическое (предполагается выпуск четырех номеров в год) издание – «Достоевский и мировая культура. Филологический журнал», издающийся Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Первый номер недавно увидел свет.

В открывающем журнал и самом обширном разделе – «Герменевтика. Поэтика. Контекст» – привлекают внимание прежде всего статьи Владимира Викторовича «Путь русской литературы от Пушкина к Достоевскому», американской исследовательницы Деборы Мартинсен «Тоска в «Преступлении и наказании» и Татьяны Ковалевской «Два народа: Достоевский о торжестве и провале русской революции».

Статья Валентины Ветловской «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского за 1876 год: о мужике Марее» посвящена рассказу, к которому часто, особенно в последнее время, обращаются исследователи творчества Достоевского. Автор исследует реальные, литературные и фольклорные источники рассказа, анализируя в том числе и имя главного героя. Валентина Ветловская объясняет, почему Достоевский заменяет реальное имя мужика (Марк) на более редкое – Марей, он же Марий, дополнительно привлекая к этому внимание читателя. Интересно, что исследовательница рассматривает историю имени от Древнего Рима, апеллируя к Гаю Марию, полководцу. Здесь же приводятся мифологические аспекты, связанные с героем.

В этом же разделе представлена статья Анны Гумеровой, в которой она прослеживает отголоски истории декабристов в романе «Братья Карамазовы». Автор осторожно замечает, что отсылка к декабристам – возможная, поскольку Достоевский не упоминает их напрямую в тексте «Братьев Карамазовых», однако приведенные доводы, основанные на текстовых аллюзиях, заставляют читателя если не полностью разделить мнение исследователя, то как минимум задуматься на эту тему.

Как всегда, глубока и содержательна статья Татьяны Касаткиной, посвященная сопоставительному анализу «Записок из подполья» и знаменитой записи Достоевского, сделанной в ночь смерти первой жены: «Маша лежит на столе…» Опубликована статья под новой (по сравнению с прежним альманахом) и многообещающей рубрикой «Медленное чтение».

Отдельно хочется отметить рубрику «Архив», порадовавшую шестью лекциями о Достоевском Василия Комаровича, прочитанными им в Нижегородском университете в 1921–1922 годах. Лекции эти были подготовлены к изданию Ольгой Богдановой, ей же принадлежит ценная вступительная статья и комментарии к лекциям. Публикуется цикл впервые, материал, на котором основан текст публикации, – машинопись с рукописных записей лекций, сделанных Татьяной Крюковой, в те годы бывшей студенткой Нижегородского университета.

Компаративистика также представлена в журнале – ей отведена одноименная рубрика, в которой опубликованы работы испанского литературоведа Жорди Морильяса «Мигель де Унамуно и Достоевский: филология, политика и религия» и Александра Криницына «Достоевский в творчестве Якоба Вассермана».

36-15-13_a.jpg
Карен Степанян. Путеводитель
по роману Ф.М. Достоевского
«Братья Карамазовы». –
М.: Издательство МГУ, 2018. – 176 с.

Помимо высокого научного уровня этих и других работ, представленных в новом журнале, хотелось бы отметить и ясный, четкий стиль большинства из них, отсутствие той тяжеловесной, насыщенной иноязычной терминологией манеры изложения, что часто выдается за основной критерий «научности». Читая первый номер нового издания, вновь и вновь убеждаешься, какое необъятное поле смыслов содержит творческое наследие Достоевского.

Думается, новый журнал будет интересен не только специалистам, но и всем серьезным поклонникам творчества Достоевского. Пожелаем редколлегии и международному редсовету (куда входят известные отечественные и зарубежные исследователи) успешного продолжения работы, особенно ввиду грядущего в 2021 году 200-летнего юбилея Достоевского.

Недавно ушедший от нас главный редактор нового журнала (и один из основателей, в начале 1990-х, альманаха) Карен  Степанян (1952–2018) известен не только как автор фундаментальных исследований по творчеству Достоевского, но и как ученый, не жалеющий сил и времени на учебно-популяризаторскую работу (имею в виду его многочисленные лекции и выступления в вузах и школах Москвы и других городов). Несколько лет назад в издательстве МГУ вышел его «Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», а сейчас – в том же издательстве – «Путеводитель по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Книги появились в серии программы «МГУ – школе», но, думается, они будут полезны не только для школьников и учителей, но и для университетской аудитории, а также для поклонников творчества Достоевского всех возрастов.

«Братья Карамазовы» – сложнейший итоговый роман Достоевского, насыщенный глубокой философской, религиозной, публицистической проблематикой, чрезвычайно актуальной и в наше время, вот уже почти полтора века являющейся предметом споров и среди специалистов, и среди простых читателей. Автор путеводителя, следуя за событиями и героями произведения, выявляет явные и скрытые библейские цитаты, сквозные темы и ключевые сцены, философские и эстетические аллюзии, контекст, в котором создавался роман, и то, что обращено в будущее. При этом автор аргументированно спорит со многими устоявшимися трактовками (убеждает, к примеру, разграничение смысла и целей слов о «слезинке ребенка» в речах Ивана Карамазова и в Пушкинской речи самого Достоевского), полемизирует с теорией Бахтина, рассматривает различные возможные варианты так и не написанного продолжения романа.

Книга написана простым и доступным языком, четкое деление материала на темы и главы не дает читающему запутаться в путеводителе, предоставляя возможность ориентироваться по самым насущным вопросам благодаря подзаголовкам. Отметим лаконичный, но при этом действительно актуальный и для студенческой аудитории список рекомендуемой литературы, состоящий из самых полезных и, что немаловажно, доступных для ознакомления научных изданий, которые помогут решить не освещенные в путеводителе вопросы самостоятельно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трудное детство на сцене

Трудное детство на сцене

Елизавета Авдошина

Новые спектакли для семейного просмотра вспоминают позднесоветскую эпоху

0
451
Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
1825
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2228
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
2518

Другие новости