0
3195
Газета Печатная версия

14.03.2019 00:01:00

Последний роман

Книга одного из немногих живых представителей поколения «сороковых-роковых»

Тэги: проза, роман, советский союз, балтика, ленинград, блокада, романтика, фантастика, сага, история


9-14-11.jpg
Евгений Войскунский. Балтийская сага. – М.:
Этерна, 2018. – 688 с.
«Балтийская сага» – новый, последний по времени написания роман Евгения Львовича Войскунского, автора, начинавшего как писатель-фантаст, в дальнейшем романиста, сформировавшего свой особый стиль письма, стиль романтического реализма.

«Балтийская сага» – последний роман о войне на Балтике, написанный ее участником.

«Балтийская сага» – последний роман о блокаде Ленинграда, написанный свидетелем блокады.

«Балтийская сага» – возможно, вообще последний классический роман, принадлежащий к еще не ушедшему окончательно ХХ веку, роман-эпопея, в котором судьбы великого множества населяющих его страницы героев прослежены в течение всего этого века.

«Балтийская сага» – последний советско-антисоветский роман. Советский по ощущению времени, духу, описанию великого утопического эксперимента от его начала и до его конца, увиденного изнутри глазами героев этого романа; антисоветский – по отношению автора и героев романа к повивальной бабке советской истории – государственному насилию, исказившему и извратившему смысл, цели и само устройство нового общества. Чего стоят органично вплетенные в основной текст романа главы, рассказывающие о кронштадтском мятеже!

«Балтийская сага» – роман удивительный, роман на грани нон-фикшен и беллетристики, сочетающий топографическую точность привязки к местности и историческую строгость в описании деталей с вольной стихией чувства и полетом мысли.

Роман написан патриархом отечественной литературы, сохранившим цепкость памяти, ясность взгляда, юмор и самоиронию, свободное и долгое дыхание. Евгений Львович писал этот роман долгих семь лет, и у нас создавалось впечатление, что он не хотел расставаться со своими героями.

Этот роман не вписывается в наше торопливое, неудержимо стремящееся вперед к неведомой цели, сумбурное, задышливое и удушливое время, время эфемерных ценностей и двуликих оценок. «Балтийская сага» – роман для медленного и вдумчивого чтения, он создан для того, чтобы читать его не торопясь, оторвавшись от телевизора и гаджетов, вживаясь в судьбы его героев, проживая и переживая вместе с ними все, что выпало на их долю.

Автор, написавший этот роман, мужественно противостоит клиповому мышлению, липкой патоке бесконечных пустых телевизионных бесед, дурманящей, наркотической ленте новостей. Может показаться, что это роман-завещание, отчаянная попытка одного из последних живых представителей поколения «сороковых-роковых» передать эстафету памяти.

Возможно, это и так. Но не только. Автор живым современным языком рассказывает о главном в жизни каждого человека, о любви, дружбе и одиночестве, страхах и мужестве, слабости и стойкости, о тонкой, сложной палитре человеческих отношений, неотвратимости судьбы и свободе нравственного выбора.

Удивительно, но среди героев романа нет пошляков и предателей, хапуг и мздоимцев, палачей и жертв. Мы знаем, что они были, но в этом романе их нет, так же как в нем нет ни грана пошлости, он весь пронизан теплым светом благородства, рыцарского отношения к женщине. В описании боевых действий, повествовании о повседневной жизни героев романа во время войны напрочь отсутствует пафос, но эти обычные люди, когда потребовалась их личная причастность в борьбе Добра со Злом, оказались достойными сыновьями и дочерьми своего народа. Воля и мужество, терпение и любовь обусловили их вклад в историю, подняли их личные судьбы из плоскости быта в вертикаль бытия.

Да, и последнее. Недавно мы были в гостях у Евгения Львовича, и он прочел нам главу из новой книги. Так что, надеемся, «Балтийская сага» не последняя книга любимого автора.          



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Какое дело поэту до добродетели

Какое дело поэту до добродетели

Владимир Соловьев

К 125-летию Владимира Набокова

0
3377
Индия: миф и идея

Индия: миф и идея

Гедеон Янг

Пять тысяч лет раздора между своими и величайший акт корпоративного насилия в мировой истории

0
2475
Простыл и умер в Таганроге

Простыл и умер в Таганроге

Виктор Тополянский

Император Александр I, Пушкин, декабристы и старец Федор Кузьмич

0
1377
Царь Алексей Михайлович и посол Педро Иванович

Царь Алексей Михайлович и посол Педро Иванович

Виктор Леонидов

Увидим ли мы наконец на сцене пьесу Федерико Гарсиа Лорки «Публика»

0
1666

Другие новости