0
2452
Газета Печатная версия

26.12.2019 00:01:00

Пятилетний старичок

Мнимый наив и встреча в Граде Небесном

Тэги: ясная поляна, нонконформизм, проза, детство, семидесятые, вольтер


47-12-14250.jpg
Александра Николаенко.
Небесный почтальон Федя Булкин:
 Роман.– М.: АСТ: Редакция Елены
 Шубиной, 2019. – 348 с.
(Классное чтение)
В итоговой пятерке мы не можем не отметить новую книгу писательницы, лауреата премий «Нонконформизм» и «Русский Букер» Александры Николаенко. Роман «Небесный почтальон Федя Булкин» интересен уже своим литературно-психологическим экспериментом (судя по всему, для автора это тоже был мощный экспириенс). В романе «Дни Савелия», получившем недавно премию «Ясная Поляна», Григорий Служитель ведет повествование от имени кота (кстати, книгу эту проиллюстрировала Александра Николаенко), а в «Небесном почтальоне… » автор говорит от имени пятилетнего мальчика, который находится в постоянном диалоге-споре со своей бабушкой. Можно сказать, что это отчасти современная вариация героя «Простодушного» Вольтера. Маленький Федя Булкин, думающий о далеко не детских материях и поэтому кажущийся порой маленьким старичком, рассуждает о Боге с позиции девственного сознания, не деформированного нормами морали и нравственных ценностных норм, которые взрослые зачастую продолжают выполнять не задумываясь, по инерции.

Конфликт романа построен как раз на постоянном диалоге Феди Булкина с бабушкой, которую он, конечно же, любит, но не может внутренне принять ее слишком правильной жизненной аксиомы. Но это далеко не все – в романе много живых трепетных наблюдений за природой, за вещным миром человека, за теми мелочами, которые часто не видны задерганному заботами и информационным потоком взрослому, но не ускользают от взгляда ребенка. Можно обнаружить много ностальгических деталей именно из советских 70-х годов. Кому-то, может быть, кажущаяся наивной (хотя это не так) книга одновременно глубоко драматична. Ведь родители Феди Булкина (как можно понять из контекста) погибли, он живет с бабушкой, материальными благами не избалован и надеется на встречу с папой и мамой, которые для него живы и обитают в Граде Небесном. Собственно, встреча с ними по сюжету происходит, но, по счастью, не потому, что Федя умирает: эта встреча скорее всего просто сон или горячечный бред ребенка, болеющего простудой. Заслуга произведения в том, что все, о чем в ней говорится, пропущено сквозь себя: автор преодолевает плоскость листа, и книга становится живым созданием.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Поездка в Башмачную страну

Поездка в Башмачную страну

Андрей Мирошкин

Писателя Пришвина вдохновляли дорога и дальние края

0
1323
Поэт, распятый на кресте прозы

Поэт, распятый на кресте прозы

Елена Клепикова

Домашняя философия и теория творчества Пришвина. К 150-летию со дня рождения

0
2718
Писателей больше, чем читателей

Писателей больше, чем читателей

Лола Звонарева

Размышляя о сбывшемся и несбывшемся

0
1169
История 18+ про таракана, атом и, разумеется, грабли

История 18+ про таракана, атом и, разумеется, грабли

Алла Хемлин

Монолог женщины, познавшей Аристотеля

0
3042

Другие новости