0
1453
Газета Печатная версия

08.07.2020 20:30:00

Кто кого оживляет?

Философы и художники вглядываются в искусства будущего

Тэги: николай федоров, библиотеки, онлайн, художникавангардист, кинетические объекты, татлин


николай федоров, библиотеки, онлайн, художник-авангардист, кинетические объекты, татлин На онлайн-встрече, организованной Музеем-библиотекой Н.Ф. Федорова, вспоминали художника-авангардиста Вячеслава Колейчука. Скриншот трансляции

Библиотека № 180 и ее Музей-библиотека Н.Ф. Федорова провели очередную встречу из своего zoom-цикла «Из комнаты в космос». Вектор движения, заданный в названии, целит в простор некончающегося производства философа Николая Федорова, как оно видится современным художникам, работающим по всему миру с его темой искусства будущего. На этот раз гостьей цикла стала художница Анна Колейчук, дочь и соавтор одного из пионеров российского кинетического искусства, изобретателя Вячеслава Колейчука (1941–2018).

Встреча началась детальным рассказом Анны об «Азбуке Колейчука», придуманных им формах и конструкциях, его художественных экспериментах, выводящих из «пазов» наши оптические и гравитационные привычки, стереотипы восприятия. Полагаясь на ключевую для исторического авангарда (и важную также для Федорова) тему безосновного мира и, отсюда, сущностной подвижности, нестабильности, вседопустимости любой его вещи, Колейчук создал целую вселенную «невозможных объектов». Тут и самые разные «самонапряженные конструкции»: от минималистических комбинаций из трех стальных стержней, как бы парящих в сетке из девяти вант-растяжек (их изобретатель – конструктивист 1920-х Карл Иогансон), до огромных светокинетических сфер и музыкальных механизмов, собранных в ходе экспериментов с этими первичными элементами, их принципиальной открытостью любой метаморфозе. Тут и многообразные кинетические объекты, выполненные из дерева, металла, стекла и при движении обретающие иллюзорную способность бесконечных пластических изменений. И попытки ощутительно, чувственно-мускульно реконструировать пространство выставочных экспериментов Татлина, конструктивистов ОБМОХУ. И спроектированный для отечественной космической программы самовозводящийся радиотелескоп. И еще многое другое.

Важной темой встречи стало также собственное творчество Анны Колейчук, начатое на гранях видеоискусства, компьютерной графики, пластического театра и буквально росшее из мастерской отца. Ее первые проекты – особые продолжения его «жизнестроительной» всевозможной реальности, осмысляющие ее как свою «детскую родину», «детский космос», воображающие сразу же и об общих, и о личных, дочерне-отцовских отношениях. Неудивительно, что оригинальным подарком Вячеслава Колейчука на художническое совершеннолетие Анны стала передача ей для дальнейшей разработки и воплощения идеи «тотального театра», появившейся у мастера еще в 1967 году. В их общих экспериментальных постановках создавалась сама по себе утопическая действительность, в которой на равных правах вечной динамики существовали люди и придуманные Колейчуком механизмы. И опять же общая, «антигравитационная» повестка оказывалась тут нераздельно спаяна с прочной, «основательной» темой абсолютной дочерне-отцовской любви. Вот как сказала об этом сама Анна: «Папу воспринимали как формалиста, что совершенно не соответствовало действительности. Мои попытки передать другим людям свое ощущение его живого пространства, его живых идей, его живых конструкций, это было в моем понимании «оживлением» Колейчука. А сейчас даже не знаю, кто кого оживляет. По-моему, уже папа – меня, а не я его».

Открывая дискуссию в рамках встречи, искусствовед, проректор Строгановки, друг и коллега Колейчука Александр Лаврентьев прочертил тот же отцовско-дочерний сюжет, отметив, что все выступление Анны можно рассматривать как нон-стоп мастер-класс по кинетизму, разворачивающий колейчуковскую традицию «обучения через эксперимент», через соизобретение.

Среди других тем обсуждения оказалась огромная выставка-исследование «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», прошедшая в начале этого года в Петербурге. Речь, в частности, шла о ее конструктивной связи с концепцией «тотального театра», когда проект, по словам Анны, рождается как «живая скульптура», не программируется заранее, а выращивается здесь и сейчас, более того, «самолично» соавторствует людям. Продолжая эту мысль, директор Дома-музея Бориса Пастернака Ирина Ерисанова отметила, что если правильно вести себя на выставках Вячеслава Колейчука, то в какой-то момент «начинает иначе жить твой позвоночник, ты становишься частью чего-то и мысль твоя разгоняется до прежде недоступных вещей».

«В папиной мастерской мы впрыгивали в эту реальность, – заметила на это Анна Колейчук, возвращая в дискуссию тему «Тайны родства в творчестве», как обозначила ее хранитель Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасия Гачева. – Он впустил нас в свой мир. Это такое счастье – существовать в нем. И моя невероятная ответственность и задача – доносить это так, как он мне показал. Я хочу сделать выставку, которая будет называться «Папа».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сохраняя культурный код

Сохраняя культурный код

Наталия Набатчикова

В конференции Российского союза профессиональных литераторов приняли участие более 80 человек

0
341
Число репетиторов растет, цены на их услуги – тоже

Число репетиторов растет, цены на их услуги – тоже

Наталья Савицкая

Половина родителей детей из выпускных классов ищут учителей на стороне

0
3400
Бесптичьих озер заголосень

Бесптичьих озер заголосень

Лана Науржанова

Об ушедшей эпохе, неповторимой метафизике и Божьем чуде

0
1341
Вторичная рефлексия

Вторичная рефлексия

Александр Демидов

Библиотечный каталог, в котором можно найти книгу по тематике и по имени автора

0
2141

Другие новости