0
1447
Газета Печатная версия

02.12.2020 20:30:00

Брошенный в воду камушек текста

Невесомая жизнь и спасательный свет в стихах Елены Безруковой

Тэги: поэзия, лирика, философия, барнаул


поэзия, лирика, философия, барнаул Елена Безрукова читает стихи жителям Белокурихи. Фото Алексея Нешина

В городе-курорте Белокуриха в рамках международного кинофестиваля «Хрустальные ключи» прошел творческий вечер поэта Елены Безруковой. Елена Безрукова – автор четырех поэтических книг, публиковалась в журналах «Юность», «Алтай», «Барнаул», «Сибирские огни» и других изданиях, лауреат премии журнала «Сибирские огни».

Чтобы представить публике в Белокурихе свои стихи, Елена приехала из Барнаула. «Я пишу и прозу – рассказы, эссе, – поделилась в начале вечера поэт. – Однако идеи предложить их для публикации у меня никогда не возникало». А после закружилась лирика и признание за признанием. «... А то, что имеет значенье для нас,/ другим непонятно./ Другим непонятно, а бабочка жжет/ себя на лету./ Неси свою речь, взбивая ее/ конфеткою мятной,/ чтоб шел холодок/ дымком вертикальным во рту». Всегда интересно, как поэт ощущает собственную речь, рождение стиха, и в этих строках чувствуется, что она рождается, естественно и органично вплетается в ритм обычной жизни. Собственно, Елена чуть позже лишь подтвердила это предположение, ответив на вопрос одного из слушателей о том, как она пишет стихотворения. «Я так обычно и записываю: в паузах, в дороге... Ну и, конечно, по ночам, когда не спится».

Философские откровения, искренность высказывания, использование литературных аллюзий свойственны поэзии Елены. Ее открытость миру, детскость восприятия – все покрыто флером легкой грусти, печати всезнания. Однако, несмотря на печальную лиричность поэтического слова Безруковой, в ее стихотворениях не чувствуется безысходности, а, наоборот, всегда есть место для сомнения в темноте и вере в свет. «Пролетая над жизнью,/ успей рассмотреть,/ Как она уязвима./ Ты-то думал, что самое главное – смерть, Будто ей, словно ластиком, можно стереть/ Все, что живо и зримо. (…) Но от слабых людей станут сильными те,/ Кто в защиту им призван. –/ Так с ребенком в опасной бредя темноте,/ Ты бесстрашен, как призрак. –/ Ты несешь мотылька в нерушимом огне,/ Будто всадник бессмертный на вещем коне,/ Потому что любовь – одержимость./ Потому что я верила в то, чего нет:/ В невесомую жизнь и спасательный свет./ И скажи мне, что я не ошиблась».

Чтение прерывалось вопросами из зала, такими как: «Как вы начали слышать музыку стиха? Как они рождаются?» Елена отвечала искренне и рада была поделиться с собравшимися поэтической кухней: «Обычно на слух, сначала начинаю навязчивый ритм слышать. Ну и часто какая-то первая фраза на нем крутится, не всегда это первая строка. От нее, как от брошенного в воду камушка, идут круги по воде, начинает растекаться дальнейший текст. Если удается удержать внимание, чтобы выцепить его весь, – хорошо, тогда получается стихотворение. Если нет, то иногда это остается незаконченным пульсом, и такими ритмами наполнено все мое звучание». Елена многие свои стихи читала наизусть или в распечатках. «Почти все из написанного за последние годы вынуждена читать с телефона, как это теперь принято», – словно извиняясь, сказала поэт.

Не обошлось и без премьеры. Елена Безрукова прочла одно из последних стихотворений, написанных в середине октября. В Белокурихе эти стихи в авторском прочтении еще не слышали. «Гул сопротивленья материала./ Я тебя ничем не проверяла –/ Хватит ли тебя на эту жизнь?/ Сколько там природного заряда?/ Хватит ли на это звукоряда?/ В чем твоя порода, покажись?/ Где наклонит ветку, где надломит?/ Где удержат слабые ладони/ Катастрофу, порчу ли, беду?/ Где оно, коленце перехода/ Льда непрочного – в тугую воду?» – задается жизненно важными вопросами лирический герой стихотворения. И думаешь: чем же это закончится? С одной стороны, он не проверяет своего спутника и мучается сомнениями, а с другой – уверенно говорит: «...дай мне руку, я тебя веду». Главное – «Открывая призрачные двери,/ Ты меня веди, пока я верю./ Здесь, на крыше, страшно и смешно./ И плывут угрюмо и горбато/ Над землей законы сопромата./ Что запретно – то разрешено».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Я лампу гашу на столе

Я лампу гашу на столе

Нина Краснова

К 75-летию со дня рождения поэтессы Татьяны Бек

0
758
Перезагрузка в чистилище

Перезагрузка в чистилище

Алексей Белов

Сочетая несочетаемое, или Мостик между древним миром и современностью

0
319
Островок музыки и смыслов

Островок музыки и смыслов

Анна Аликевич

Читательское гадание на книжном зеркале

0
217
А она верила в чудеса

А она верила в чудеса

Александр Балтин

Пестрота женского слова: от Елены Гуро до Татьяны Бек

0
747

Другие новости