0
1473
Газета Печатная версия

10.03.2021 20:30:00

Cнежная, зябкая родина

Стихи Светлова и Уткина в театре «У Никитских ворот»

Тэги: поэзия, театр, театр у никитских ворот, михаил светлов, болезнь, шутка, степан разин, иосиф уткин, комсомол, романтика, родина, великая отечественная война, вера, сибирь, волк, медведь


поэзия, театр, «театр у никитских ворот, михаил светлов, болезнь, шутка, степан разин, иосиф уткин, комсомол, романтика, родина, великая отечественная война, вера, сибирь, волк, медведь Актер Максим Якимов на фоне поэта Иосифа Уткина. Фото Анастасии Ентяковой

В театре «У Никитских ворот» прошла премьера 12-го спектакля проекта «Лента поэзии». На этот раз внимание было уделено творчеству двух поэтов-фронтовиков, родившихся в один год. Это Михаил Светлов и Иосиф Уткин. В советское время их произведения знали все, о них говорили, ими восхищались, однако сейчас их имена почти забыты.

Режиссером спектакля выступил Марк Розовский. Сценография принадлежит ему же, а также Станиславу Морозову. «У обоих была «комсомолячья» юность, с ее романтизмом, энергетикой, наивностью. Все это сочеталось с удивительным поэтическим талантом, – рассказал Розовский. – Оба поэта – личности крупномасштабные, люди с большим чувством юмора, живые, непосредственные… Общение с ними у современников вызывало восторг и счастье. Их похожесть чрезвычайно сомнительна, притом что в их судьбах и творчестве есть много общего. Но так бывает, именно у поэтов. Время выдвинуло их таланты, и в полную силу они раскрылись в 20–40-е годы прошлого века».

В спектакле участвуют представители разных поколений. Творчество Светлова представляет один из наиболее опытных мастеров театра, актер Иван Власов, стихи Уткина – Максим Якимов, совсем недавно окончивший театральный вуз, но уже заявивший о себе яркими ролями.

Стихи Светлова, автора знаменитой «Гренады» и «Песни о Каховке», чередовались с цитатами из книги Зиновия Паперного «Человек, похожий на самого себя». Светловскую манеру не спутаешь ни с какой другой, в ней тонко соединяются лирика и юмор, пафос и ирония, поэт создавал свой особый мир с присущей ему простотой и в доверительном тоне.

В книге Паперного рассказывается о многочисленных встречах, беседах автора с поэтом, приводятся неизвестные высказывания, оценки, отзывы, размышления о жизни, искусстве, поэзии.

«В январе 1964 года, на шестьдесят первом году жизни, Светлов слег. Еду к нему в загородную больницу, уже зная диагноз – рак. Он изменился. Не только похудел – я никогда не видел его таким притихшим, сосредоточенным. Хотя без шутки он все равно не может. Проходит врач. Спрашивает, как он себя чувствует, как пищевод.

– Прекрасно! Как у Стеньки Разина!

И добавляет:

– До казни».

После спектакля было обсуждение с участием чтецов, постановщика и зрителей. Розовский сказал пару слов о каждом из актеров, после чего перешел к поэтам: «Светлов и Уткин были заложниками вечности, потому что они были поэтами, они разговаривали с обществом на темы высокие, поэтические, глубинные. В конкретном времени они были рабфаковцами, комсомольцами, «у времени в плену», а сами мечтали о свободной родине. Но это трагедия, драма... Мы сейчас понимаем. Если бы мы жили с ними, вряд ли понимали бы всю сложность жизнь и проблем. На насилии человеческого счастья не построишь». Затронули он и тему особенностей авторского чтения и исполнения актерами: «Авторское чтение – это музыка. Поэты укачивают, ничего не акцентируют, им важна музыка стиха, напев. Это все древняя традиция. Когда выходит артист, он должен прожить стих». В этой постановке для режиссера была чрезвычайно важна тема веры, чистоты, трагичности конкретных судеб. По мнению Розовского, можно как угодно относиться к Уткину, где-то он местечковый, шутливый, но поэт погиб за родину… Стихотворением Уткина о родине завершается спектакль: «Ты не будешь любовью пройдена,/ Как не будешь пройдена вширь,/ Моя снежная, зябкая родина,/ Старушонка седая – Сибирь! Только здесь не останусь долго:/ Убегу я в Сибирь, – что ни будь!/ Хорошо погоняться за волком,/ Хорошо в зимовье прикурнуть!/ Ты не бойся – я здесь не подохну!/ Мой родной криволапый медведь!/ Эх, на день бы собачью доху,/ Хоть на день/ Поносить,/ Одеть...»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Театры инсценируют общество разложения

Театры инсценируют общество разложения

Елизавета Авдошина

"Тартюфа" представили в Москве, "Воскресение" – в Петербурге

0
467
Открытием фестиваля Dance Open стала труппа из ЮАР

Открытием фестиваля Dance Open стала труппа из ЮАР

Наталия Звенигородская

Артисты показали спектакль "Сион: Реквием по Болеро Равеля"

0
391
В РАМТ поставили современный бестселлер подростковой литературы

В РАМТ поставили современный бестселлер подростковой литературы

Елизавета Авдошина

По ту сторону занавеса

0
3168
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
3757

Другие новости