0
4231
Газета Печатная версия

11.12.2024 20:30:00

Вечера на Васильевском острове

Петербургские адреса молодого Федора Достоевского

Тэги: краеведение, петербург, достоевский, васильевский остров, белинский


краеведение, петербург, достоевский, васильевский остров, белинский Здесь начался новый этап творчества Достоевского. Фото Евгения Никитина

Исполняется 180 лет со времени создания первого литературного произведения Достоевского – романа «Бедные люди». Автор писал его долго, с апреля 1844 года до марта 1845-го, неоднократно переделывал и тщательно правил. Опубликованный вскоре в печати, роман произвел настоящий фурор. Такого яркого дебюта еще не случалось в русской литературе. Время подтвердило справедливость оценок и критиков, и читателей тех лет. Попробуем разобраться, как петербургские адреса и образ жизни писателя в середине 1840-х годов повлияли на его раннее творчество.

Достоевский был выпущен из Главного инженерного училища в июне 1843 года с чином подпоручика. Не слишком усердствуя на службе, он начинает активно заниматься литературной работой. Попытки написать пьесу и ряд рассказов он вскоре оставил. Зато основательно засел за переводы, благо французский и немецкий языки знал хорошо, – и вот летом 1844 года в журнале «Репертуар и Пантеон» вышел переведенный им роман Бальзака «Евгения Гранде». Казалось, неплохое начало и есть резон продолжать работу на этом поприще. Но лавры переводчика Достоевского не прельщают – он начал работу над собственным сочинением.

«Рождение писателя из читателя – одна из волнующих загадок, равная чуду и тайне рождения новой жизни. Тот факт, что чаемое превращение может и не случиться, что писатель, потенциально присутствующий в каждом читателе, может так никогда и не реализоваться, сообщает этой тайне особую притягательность. Соблазн творчества, потребность в самовыражении, которая видится каждому читателю в сочинительстве, трудный путь, чаще всего безотрадный, а то и плачевный, приносящий куда больше потерь, чем обретений, – эта Голгофа литературного честолюбия и была, кажется, сильнейшим впечатлением, заставившим молодого Достоевского взяться за перо. Это впечатление вошло в плоть и кровь его первого романа…» – пишет Людмила Сараскина, автор биографии писателя (серия «ЖЗЛ»). В тот момент он все поставил на литературу как на карту. Служба в Инженерном департаменте кажется Достоевскому обузой – и в октябре 1844-го он выходит в отставку. Друзьям и родственникам такой поступок представляется чистой авантюрой. Ведь никакого литературного опыта у Достоевского в тот момент еще нет. Но он твердо решил стать профессиональным писателем.

В то время 23-летний Достоевский жил в трехэтажном доме почт-директора Пряничникова на углу Владимирского проспекта и Графского переулка. Квартира, которую он нанимал вскладчину с доктором Ризенкампфом (а позже – с коллегой-писателем Григоровичем), состояла из трех комнат, передней и кухни, одна из комнат была чем-то вроде приемной. Здесь Федор Михайлович писал роман «Бедные люди». Он и сам в ту пору испытывал материальные затруднения. Лишившись жалованья чертежника, начинающий автор живет скудно, экономит на всем. Доход с имения позволяет разве что не умереть с голоду. Достоевский верит: первая же книга принесет ему и славу, и деньги. Ставка в этой игре высока, ведь в случае неудачи писателю грозили разорение и позор. Речь шла ни много ни мало о жизни и смерти.

Уже в пору работы над первым романом у Достоевского проявилось стремление к совершенству. Он многократно переделывал и шлифовал текст. В этой квартире он в мае 1845 года ждал отзыва Григоровича, тот привел с собой Некрасова, и оба восхищались рукописью. Через несколько дней состоялось знакомство с Белинским, который произнес пламенную речь о только что прочитанном романе. «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. Теперь еще вспоминаю ее каждый раз с восторгом», – много позже писал Достоевский. В той же квартире он писал «Двойника», начатого в Ревеле летом 1845 года. Эта вещь тоже понравилась Белинскому, но с оговорками, ведь там не было социального пафоса и следов «натуральной школы».

Вскоре после публикации «Бедных людей» в «Петербургском альманахе» в январе 1846 года писатель переехал в меблированные комнаты на углу Гребецкой улицы (ныне Ямская) и Кузнечного переулка. Дом этот сыграет особую роль в биографии Достоевского. В нем он вновь поселился за два с половиной года до смерти, там писал «Братьев Карамазовых».

Отзыв Белинского о «Двойнике» привел Достоевского в уныние. Следующие произведения молодого писателя совершенно разочаровали именитого критика. Тон его оценок становился все резче и пристрастнее. Рассерженный таким «вероломством», Достоевский разорвал отношения с Белинским и с авторами журнала «Современник».

Смена круга общения совпала с переменой квартиры и даже района. Достоевский поселился за Невой, на Большом проспекте Васильевского острова – ныне это дом № 4. Рядом возвышалась лютеранская церковь, ведь в этих местах издавна селилось много иностранцев. Здесь он начал работу над повестью «Хозяйка». Новыми друзьями Достоевского в этот период стали братья Бекетовы, совместно с которыми он снимал квартиру. (Один из братьев, Андрей Бекетов – будущий крупный ученый-ботаник, дед Александра Блока.) Достоевский также подружился с поэтами Аполлоном Майковым и Алексеем Плещеевым, познакомился с прозаиками Иваном Гончаровым и Александром Дружининым. Как замечает Людмила Сараскина, его потянуло к людям прямым, «с превосходным сердцем, с благородством, с характером». В доме на Васильевском у Достоевского была отдельная комната, чтобы работать целыми днями. «Это было пространство, свободное от кривых взглядов и ядовитых насмешек… В новой компании не мерились славой, не завидовали успеху, не злословили». Дружба с этими людьми помогла Достоевскому пережить тяжелую травму разрыва с кружком Белинского и начать новый этап творчества, продолжавшийся вплоть до ареста в апреле 1849 года.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Не мачо, не маньяки, а врачи, ученые

Не мачо, не маньяки, а врачи, ученые

Амаяк Тер-Абрамянц

Два эссе о русской и зарубежной литературе из цикла «Минутки»

0
330
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
3684
«Средоточное местоположение среди Империи»

«Средоточное местоположение среди Империи»

Валерий Перхавко

Образы столиц в стране, которой издревле был присущ внутренний полицентризм

0
2404
Читающий октябрь  страшные рассказы

Читающий октябрь страшные рассказы

Марианна Власова

В городе на Неве прошел фестиваль «Книжный маяк Петербурга»

0
4101

Другие новости