0
94
Газета Печатная версия

05.11.2025 20:30:00

След ботинка на спине

Слишком хороший сценарий и другие теле- и киноистории

Тэги: телевидение, сценарий, кино


телевидение, сценарий, кино Дамы в вечерних платьях, мужчины при параде... Кадр из фильма «Великий Гэтсби». 2013

Московская наша интеллигенция

Пригласили скрипт-доктором на проект. Продюсер никак не мог сдать пилотную серию детектива на канал.

Придумал сюжет: герой, этакий Зорро, супермен, возвращается в родной город, где убили его любимого дядю, и раздает всем сестрам по серьгам. Мой любимый мотив – про месть.

Встретились с заказчиком в ресторане. Рука у него холодная и влажная, рукопожатие вялое и в глаза не смотрит – я за все время ни разу не сумел поймать его взгляд. Никогда в жизни не видел человека с таким круговращательным зрением. Вначале насторожился – вдруг, думаю, человек нечестный. Потом решил, что это у него какая-то медицинская проблема.

– Вы знаете, – говорит мне продюсер, – у вашего сценария одна проблема.

– Какая?

– Ваш сценарий слишком хороший.

– Что же делать? – не на шутку испугавшись, спрашиваю я.

– Будем ухудшать, – серьезно отвечает продюсер.

Два месяца ухудшали, потом он звонит:

– Ура! – кричит радостно в трубку продюсер. – Поздравляю: гендиректор канала сказал: «Наконец-то то, что надо!»

Почти сразу после этого продюсер перестал отвечать на звонки и имейлы.

Позвонил товарищу. Он – интеллектуал, полиглот, стихи печатает в толстых литературных журналах. «Новый мир» берет у него подборки. Думаю, может что посоветует.

– Скажи ему, что машину у него сожжешь, – предлагает друг. – Какая у него тачка?

– «Гелендваген».

– Очень хорошо! Вот и спроси, что ему выгоднее: чтобы его «Гелендваген» сгорел или гонорар заплатить. Хочешь, я ему позвоню, если ты стесняешься?

– Не, – думаю, – как-то неинтеллигентно. Да и как я ему позвоню, если он трубку не берет.

Советуюсь дальше.

– Надо этого козла подкараулить, – предлагает мне девушка с большими грустными глазами из хорошей еврейской семьи: папа – профессор, сама 10 лет на скрипке училась играть, ВГИК окончила. – И ногу сломать бейсбольной битой! Хочешь, я договорюсь?

Московская интеллигенция наша, между прочим.

Через год встречаю продюсера случайно на театральной премьере. Музыка играет, все вокруг нарядные: дамы в вечерних платьях, мужчины при параде. Официанты с бабочками разносят шампанское на подносах. Я беру бокал.

Смотрю – мой продюсер стоит, беседует с какой-то светской дамой. Дождался паузы, подхожу, приветствую бодро:

– Здравствуйте, – говорю.

– А, здравствуйте! – улыбается он.

Вижу, что он меня узнал. Но в глазах нет никакой неловкости.

Напротив, он радостно трясет мне руку:

– Очень рад! Очень! Как ваши дела?

– Сейчас неплохо, – уклончиво отвечаю я.

– Если у вас будет какая-нибудь идея – приносите, я буду рад.

Продюсер легким движением чокается со мной бокалом; бокалы издают нежное «дзинь».

Он кивает мне, как дирижер музыканту в оркестре, берет даму бережно за локоток, разворачивает и уводит ее в сторону.

Я слышу, как он ей говорит:

– Возвращаясь к нашему разговору о саспенсе, я вспомнил Хичкока, маэстро говорил: «Кино должно начинаться со взрыва, а потом напряжение должно постепенно нарастать».

Я смотрю на удаляющуюся от меня пару: продюсер в смокинге и в каких-то ультра модных ботинках, формой похожие на голландские деревянные кломпы; у дамы локоны, платье с глубоким декольте, под левой лопаткой крошечная коричневая родинка…

Не скрою, вишневый смокинг продюсера украсил бы отчетливый след от ботинка на спине.

И вообще – где мои дуэльные пистолеты?

Мир – это боль

Товарищ в лицах рассказал, как они в продакшене поднимали рейтинг сериала.

– Надо завлечь зрителя сексом! – вдруг осенило продюсера.

– Старый греховодник, – зашушукались в кулуарах авторы и редакторы. Злые языки прошлись также по возрасту, лысине и потенции продюсера.

– Тому, кто придумает сюжет с эротикой, – премия! – мотивировал он сочинителей.

Работа закипела, страницы сценариев набухли обнаженкой, эротоман-продюсер радостно потирал руки. Но начались съемки, и актрисы вдруг закапризничали.

– Мы вам не проститутки, – сказали они и отказались раздеваться на камеру.

– Ах так?! – обиделся начальник службы кастинга и стал обзванивать «свои базы».

– За четыре тысячи? Просто раздеться – и всё?! – уточнили девушки из баз. – Да, фигня вопрос!

Профессиональные грешницы стали томно оголяться в кадре.

– За плюс четыре тысячи – мы и сами так можем! – узнав про гонорар, занервничали актрисы и потеснили конкуренток со съемочной площадки.

– Детективный сериал, конечно, дал сильный эротический крен, – рассказывал приятель. – Зато рейтинг вырос как на дрожжах.

– И? – спрашиваю я.

– Проект закрыли как несоответствующий концепции канала, – ругался друг. – То ли скрепы у них там затрещали, то ли еще какой разгул духовности случился.

– А что продюсер?

– Вздыхает, говорит, что мир – это боль.

Кино и немцы

– А где немцы? – громко спросил я старшего брата, когда он привел меня в кинотеатр смотреть фильм про советских десантников.

На экране бегали люди в форме, махали руками, что-то кричали, а я не понимал, зачем это, если немцев нет.

– Тише! Это не про немцев, – сердито шептал Вовка.

– Гестаповцы? – обрадовался я, увидев морских пехотинцев в черной форме.

– Нет, – сказал он уже зло. – Это учения. Понял?

– Понял, – сказал я, но на самом деле не понял.

Офицеры сидели за картой, тыкали куда-то пальцами.

– Они на немцев пойдут? – радостно спросил я.

– Нет! – сказал Вовка.

– А когда будут немцы?

– Никогда! Отстань! – зашипел он и чуть не дал подзатыльник.

Я испугался, обиделся и стал молча смотреть. Танки едут, самолеты летят, корабли плывут. Красиво. Но зачем все это, если немцев нет?

Я решил, что они появятся неожиданно. Из-за угла или из самолета выскочат. Но немцев все не было, а у меня заболел живот.

Потом показали, как солдаты прыгали с парашютами. Их было так много, что небо стало черным.

Один такой в тельняшке и в берете приземлился и схватил другого за горло. А тот, тоже наш, глаза выпучил и прохрипел:

– Врешь, не возьмешь!

У меня все закружилось, экран поплыл. Изнутри живота что-то пошло вверх.

Я держал это как мог, но меня вырвало.

Не потому что кино. Потому что изюм.

Дома перед кино я нашел изюм в шкафу, его привез дедушка из Чарджоу. И пока никто не видел, ел его полными горстями прямо немытым. Мне было так вкусно, что я не мог остановиться.

Это мы потом узнали, вместе с мамой.

А пока я сижу перед большим экраном, музыка гремит, солдаты кричат, а я подставляю руки, чтобы не испачкать пол.

Я запомнил это «Врешь, не возьмешь!» и тоже как мог не сдавался, пытался удержать все в ладонях лодочкой. Но в руки не влезло. Ни в первый раз, ни во второй.

Когда Вовка стал тащить меня к выходу, я показал ему ладошки и прошептал:

– Вовка, а это куда?

– Брось, – сказал он каким-то не своим голосом.

Рвота была теплая и мягкая, и даже жалко было бросать. Но я послушался брата – и стало легче.

Брат отвел меня в туалет, стал меня отмывать, потому что я весь перепачкался.

Через некоторое время я был чистый, пустой и снова готов смотреть кино.

Но Вовка и билетерша решили, что я болен, и брат повел меня домой.

Перед тем как уйти, я слышал, как она сказала Вовке:

– Приходи потом, я тебя проведу без билета.

Я чуть не заплакал. Я понял, что теперь я точно не увижу настоящей битвы с немцами.

Мы шли из кинотеатра домой через весь город.

У меня кружилась голова, и я был слабый, как раненый герой.

На улице была весна, солнце, кричали чайки. Старший брат держал меня за руку, и мне от этого становилось спокойно, как будто все налаживалось.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Мэл Гибсон обрел Иисуса в Финляндии

Мэл Гибсон обрел Иисуса в Финляндии

Милена Фаустова

Сиквел «Воскресение Христа» вызывает серьезные споры уже на этапе кастинга

0
965
Отец ищет дочь в песках Марокко

Отец ищет дочь в песках Марокко

Наталия Григорьева

Немолодые тусовщики играют самих себя и странствуют по рейвам в пустыне

0
3783
Что покажут на ТВ в праздничные дни

Что покажут на ТВ в праздничные дни

Вера Цветкова

Смотрим исторические драмы, памятные концерты и качественную документалистику

0
3472
Мир без посторонних

Мир без посторонних

Арсений Анненков

У пьесы Александра Вампилова «Старший сын» в этом году юбилей

0
3911

Другие новости