0
2721
Газета Интернет-версия

03.06.2009 00:00:00

"Дурное воспитание"

Тэги: дети, насилие, церковь


дети, насилие, церковь Реальность происходившего в ирландских католических приютах оказалась страшнее художественного образа, созданного кинорежиссером Питером Мулланом.
Кадр из фильма "Сестры Магдалены"

Ирландский судья Шон Райан обнародовал 21 мая результаты 9-летней работы специальной комиссии, расследовавшей случаи насилия над детьми в воспитательных заведениях Зеленого острова. Подготовленный доклад – это пять томов, 2600 страниц шокирующей информации о том, что происходило в 250 ирландских приютах для сирот и ремесленных школах для беспризорников с 20-х по 70-е годы прошлого века. Воспитателями в школах и приютах работали монахи и монахини католических орденов – Христианские братья и Сестры милосердия. Под их чутким надзором тысячи детей подвергались систематическим побоям, сексуальному насилию и принуждались к рабскому труду.

Нельзя сказать, что после публикации доклада с глаз ирландцев спала пелена наивности. Начиная с 1990-х годов уже повзрослевшие воспитанники приютов начали требовать от государства и Церкви денежных компенсаций за все то, что им пришлось претерпеть в детстве. Параллельно Католическую Церковь в Ирландии сотрясали свежие педофильские скандалы, что пагубно отразилось на ее общественном реноме (в 2006 году, по данным информагентства RTE, лишь 61% жителей острова считали себя верующими). Ирландцы давно избавились от иллюзий. Однако доклад комиссии Райана поразил их. Поразил прежде всего масштабами трагедии, описанной беспощадным пером следователей, внимательных к деталям.

«Когда в конце 1980-х – начале 1990-х в Ирландии впервые всерьез заговорили о насилии над детьми со стороны католического духовенства, Церковь отвечала в духе «в семье не без урода, – пишет колумнист британской газеты The Guardian Мэделейн Бентинг. – Доклад комиссии Райана сорвал этот фиговый лист».

Ирландские и британские журналисты и блогеры называют происходившее в воспитательных заведениях ГУЛАГом или новым Холокостом. На страницах газеты The Irish Times один из читателей сравнил ремесленную школу в Артейне, пригороде Дублина, с нацистским концлагерем, где, как известно, на воротах было написано: Arbeit macht frei – «Труд освобождает». «Сравнения с Холокостом не назовешь преувеличением», – пишет обозреватель британской The Times Рут Гледхилл. Ирландские приюты и концлагеря сближает не только рабский труд и насилие, но и отношение к узникам (или воспитанникам) как к людям второго сорта.

Патрик Уолш, ирландец, воспитанник школы в Артейне, в эти дни регулярно дает интервью газетам. Патрик попал в школу в возрасте двух лет. Его мать ушла от отца, развод в Ирландии 1960-х был запрещен законодательно, и женщину лишили родительских прав. Патрик, двое его братьев и сестра стали изгоями. Он рассказывает, что школа в Артейне получала государственное финансирование в размере 10 тыс. фунтов. 8 тыс. фунтов монахи отправляли в Рим. Как итог – детей плохо кормили и заставляли работать в мастерских и полях по 12 часов в день. Дважды, по словам Патрика Уолша, его насиловал монах из ордена Христианских братьев.

Сегодня Уолш занимается бизнесом в Лондоне. Он – один из немногих «узников ирландского ГУЛАГа», чья жизнь сложилась относительно успешно. Большинство воспитанников ремесленных школ и приютов, как свидетельствуют психологи, не смогли преодолеть детской травмы. Из 247 воспитанников, опрошенных специалистами, лишь 3% получили высшее образование, а 49% не окончили средней школы.

«Как же эта тоталитарная система могла сложиться в мирной демократической стране?» – задается вопросом ирландская пресса. «Почему Ватикан спешит комментировать детский фильм про Гарри Поттера и молчит, когда речь идет о насилии над ирландскими детьми?» – вопрошает Колм О’Горман, первая «официальная» жертва священника-педофила в Ирландии.

Иезуит Фергюс О’Донохью, редактор блога Studies: An Irish Quarterly Review, считает, что ответственность за трагедию в значительной части лежит на «ментальности среднего класса», доминирующей в ирландском обществе и среди ирландского духовенства. «Дети должны знать свое место!» – именно так, по мнению О’Донохью, привык мыслить пресловутый ирландский средний класс. Впрочем, иезуит не снимает ответственности и с Церкви как системы. Он называет три причины, по которым служители Церкви оказались главными фигурантами скандала. Во-первых, это «чрезмерное почтение к церковной иерархии». Во-вторых, это «религиозный авторитаризм» иерархов, инертность их мышления. В-третьих, «тошнотворный клерикализм» – продукт религиозной культуры, обернувшийся против нее самой.

Обозреватель The Irish Times Финтан О’Тул, в свою очередь, пишет о системности насилия в Католической Церкви. Он отмечает, что монахи и монахини, подвергавшие детей насилию (в том числе и сексуальному), не были садистами до вступления в орден. Их сделало таковыми групповое насилие – своего рода субкультурная практика монахов-воспитателей.

Ирландское общество, пишет О’Тул, наделило Церковь непререкаемой «властью над душами», поэтому монахи чувствовали себя совершенно безнаказанными. Они могли дать волю своей ненависти к телу и сексуальности как таковой. Сексуальная культура в ирландских приютах представляла собой ужасающий сплав одержимости телесной чистотой и половых извращений. Мальчиков заставляли спать на спине со скрещенными на груди руками, чтобы те не могли мастурбировать. В то же время монахи насиловали юных воспитанников на кухне, а изнасилованных девочек (некоторым из них было всего 8 лет!) отправляли в специальный приют Св. Анны, где содержались жертвы изнасилований, чтобы уберечь других воспитанниц от их «нечистоты».

«Случаи насилия в католических приютах заставляют меня задуматься о том, как долго еще я смогу чувствовать себя частью этой Церкви», – пишет в The Guardian Мэделейн Бентинг. «Даже люди, сочувствующие Католической Церкви, после прочтения доклада задумаются о том, стоит ли ее спасать», – резюмирует свою заметку в The Times Рут Гледхилл.

Описанная в докладе комиссии Райана трагедия системна. Тем не менее у конкретных преступлений есть конкретные исполнители. И на данный момент у рядовых ирландцев нет возможности узнать имена и фамилии монахов и монахинь, насиловавших детей и принуждавших их к рабскому труду. Им известны лишь псевдонимы преступников в газетных публикациях.

Дело в том, что в 2002 году, накануне парламентских выборов, теперь уже бывший премьер-министр Ирландии Берти Ахерн заключил с Католической Церковью сделку. На суды уже тогда обрушился поток исков от воспитанников ремесленных школ и католических приютов. По условиям сделки правительство запретило разглашать имена преступников из числа монашеских конгрегаций Христианских братьев и Сестер милосердия (около 800 человек!). Кроме того, из 1 млрд. евро компенсаций жертвам насилия Церковь должна была выплатить лишь 128 млн. Остаток суммы брало на себя государство. То есть налогоплательщики.

О необходимости пересмотра соглашения 2002 года в Ирландии говорят сегодня почти все: и пресса, и общественные организации, и иерархи Католической Церкви, и даже сам Берти Ахерн. В ближайшее время эти требования будут звучать все настойчивее, все яростнее, ведь комиссия Шона Райана планирует уже летом опубликовать вторую часть доклада┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
432
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
494
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
433
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
477

Другие новости