0
8157
Газета Интернет-версия

03.06.2015 00:01:00

По образу и подобию Сталина

Тэги: рпц, сталин, чаплин, победа, верующие, проханов, завтра


рпц, сталин, чаплин, победа, верующие, проханов, завтра Сталинизм – лишь крайняя форма широко распространенной гражданской религии, возводящей державность в культ. Фото РИА Новости

На Прохоровском поле, где во время Великой Отечественной войны произошла танковая битва, был совершен «молебен» перед изображением Сталина и советских маршалов Победы. Как сообщает пресс-служба Белгородской митрополии РПЦ, эту акцию организовал писатель Александр Проханов. После публикации в газете «Завтра» небольшого репортажа о том, как перед изображением Богоматери Державной, осеняющей своим покровом Сталина и советских военачальников, некий священник отслужил «литию», возник скандал. Согласно газетной заметке, картина, которую автор называет «иконой», была написана рыбинскими иконописцами по заказу Изборского клуба. Писатель и главный редактор указанной газеты Проханов известен своими литературными экспериментами по созданию синкретичного национал-патриотического культа на основе православия в его наиболее консервативно-охранительной форме и прославления Сталина.

РПЦ оперативно отмежевалась от этого события. В пресс-службе Белгородской митрополии заявили, что изображение не является иконой, хотя и выполнено в иконописном стиле: «Во-первых, никто из изображенных на ней исторических персонажей не причислен Русской православной церковью к лику святых. Во-вторых, некоторые из изображенных на данной картине были откровенными гонителями Церкви». Сталин «никогда не был канонизирован, поэтому его так называемая икона однозначно неканонична», – сказал «НГР» председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «Можно относиться к нему позитивно, можно даже его почитать, но молиться ему более чем странно», – добавил священнослужитель.

Литию Сталину совершил некий «афонский иеромонах Афиноген», фамилия и юрисдикция которого не сообщается. Белгородская митрополия отвергла его причастность к местному клиру, а протоиерей Всеволод Чаплин добавил, что этот «священник не известен Русской церкви». «Священник имеет право служить только в пределах своей епархии, поэтому то, что он совершал на Прохоровском поле, неканонично», – добавил председатель ОВЦО.

В Церкви не считают эти действия пришлого иеромонаха глумлением над сакральными христианскими символами. На «иконе» в композиционном и смысловом единстве с группой большевиков изображена Богоматерь. Мы помним, что неподобающее обращение к Богоматери в храме Христа Спасителя несколько лет назад вызвало болезненную реакцию у церковных активистов и руководства РПЦ. «Я бы не сравнивал этот случай с классическим богохульством, это не намеренное кощунство, это случай псевдорелигиозного заблуждения. Приравнивать его к тем антирелигиозным акциям, которые совершали в храме Христа Спасителя или участницы группы Femen, не стоит», – ответил на вопрос «НГР» Всеволод Чаплин.

В среде православных верующих неоднократно предпринимались попытки создавать квазииконические изображения Григория Распутина, Ивана Грозного и других исторических персонажей со зловещей репутацией. Культуролог Роман Багдасаров, который занимается проблемой соотношения канонов и авангарда в религиозном искусстве, считает, что РПЦ состоит из групп с самыми различными взглядами на природу сакрального и объединяет их только «монополия на православие», которое негласно закреплено за этой организацией. Причем многие исследователи считают, что само это сообщество не наследует дореволюционной Церкви, но заново сконструировано тем же Сталиным в 1943 году в политических целях.

Напомним, что это не первый случай, когда совершаются действия, имитирующие православное богослужение, перед изображением отца народов. Так, в 2008 году настоятель одного из храмов в Стрельне под Петербургом игумен Евстафий (Жаков) выставил для поклонения икону, на которой был изображен Сталин, получающий благословение блаженной Матроны Московской. Тогда по требованию верующих икона была удалена из храма, Санкт-Петербургская епархия назвала действия священнослужителя «самочинием», и вскоре игумен покинул пост настоятеля.

Нынешний случай поклонения Сталину совпал с кампанией по реабилитации генералиссимуса, которую затеяли общественные активисты в разных регионах России. 

Она началась в декабре 2014 года, когда стартовала подготовка к празднованию 70-летия Победы, и достигла апогея в первые дни мая с.г. Билборды и баннеры с изображением Сталина появились практически одновременно в Екатеринбурге, Краснодаре, Ставрополе и Перми.  По Петербургу некоторое время ездили автобусы с портретами вождя. Эту передвижную агитацию окрестили «сталинобусами». Появились инициативы по установке памятника генералиссимусу, например, в Екатеринбурге. В Ставропольском крае такой памятник установили на частной территории. В эти дни обсуждается, как поступить с организацией «Родительское всероссийское сопротивление», которая распространяла в школах Петербурга стенгазету, где говорилось о «грандиозных успехах» сталинской политики.

Очередное явление Сталина народу вызвало противоречивую и острую реакцию у общественности. В разных городах произошли случаи порчи и даже похищения билбордов и баннеров, звучали протесты. 

В Екатеринбурге против пропаганды образа вождя выступила общественная православная группа, формирующаяся вокруг «Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке».

Однако, как показал опрос Левада-Центра, стало меньше тех россиян, кто относится к Сталину с неприязнью, отвращением и страхом. «Если в начале нулевых годов преобладало негативное отношение к его личности, то в настоящее время большая часть опрошенных (39%) оценивает ее положительно. Из них 30% испытывают уважение, 7% – симпатию, 2% – восхищение», – рассказала Интерфаксу эксперт Карина Пипия.

На развитие этой тенденции, особенно накануне 70-летия Победы, отреагировал председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). «Мы знаем, что есть историческая заслуга всех тех, кто со стороны нашего государства вел войну, чтобы мы победили, а не проиграли, и этой заслуги нельзя умалять, – сказал он в эфире Первого канала. – Но то, что были многомиллионные жертвы, репрессии, то, что был геноцид собственного населения, – это все было. Мы не можем и не должны закрывать на это глаза». «Я думаю, что, для того чтобы кому-то отрезвиться, надо съездить на Бутовский полигон на окраине Москвы. Там есть музей, фотографии людей, там рассказывают, что происходило – каждый день привозили и расстреливали ночью по 200–300–400 человек… Я думаю, что этим преступлениям чудовищным оправдания никакого нет. И быть не может», – заключил Алфеев.

На Бутовском полигоне, где в годы репрессий происходили тайные расстрелы, каждый год в середине мая совершает поминальное богослужение и произносит проповеди патриарх Кирилл. Однако он так ни разу не осудил напрямую Сталина и его окружение, пытаясь найти какой-то компромиссный вариант, чтобы не обидеть тех, кому важна роль генералиссимуса в победе СССР над нацистской Германией. Идеологическая конструкция, которую возводят в последнее время в РПЦ, пытаясь примирить память о новомучениках с частичным оправданием мучителей, не выдерживает груза противоречий, выглядит искусственной. С одной стороны, когда патриарх говорит, что солдаты советской армии в годы Великой Отечественной войны «шли в атаку с именем Божиим», это звучит неправдоподобно, потому что слишком очевиден замысел присвоить знаменитое «За Родину! За Сталина!». С другой стороны, патриарх повторяет, что мученики любили Россию всякой, даже такой, жестокой к ним, тем самым призывая воспроизводить эту поведенческую модель.

«К этому человеку (Сталину. – «НГР») в России относятся по-разному, и не надо использовать странную белгородскую ситуацию, чтобы разыграть верующих людей против тех, кому дорог Сталин. Этот человек очень спорный, в его жизни и деятельности были позитивные и негативные моменты», – заявил «НГР» протоиерей Всеволод Чаплин.

Возможно, за нежеланием Церкви однозначно определиться с позицией по отношению к сталинскому времени стоит уважение к мощи сталинского мифа, укоренившегося в массах. Возможно, его иррациональная сила значительно превосходит влияние Русской православной церкви и тем более отвлеченной христианской доктрины. Корни сталинского мифа уходят глубоко в коллективное подсознательное, где царит идеал державности. Он состоит из многих элементов, находящихся между собой в причудливом симбиозе. Здесь и сакрализация государства, и культ военных побед, и святые юродивые, и сталинские полководцы. Это коллективное бессознательное находится в беспрерывном творческом поиске и время от времени выносит на поверхность общественной жизни различные фантасмагорические проявления вроде служения образу тирана. Церкви приходится с этим считаться.

Насколько облегчится политический и общественный вес Московского патриархата, если изъять из него фундамент сакрализованной державности? Возможно, представив себе это, мы поймем, почему Церковь никогда не пойдет на открытый конфликт со сталинистами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Траектория "Яблока" проходит между идеологией и прагматизмом

Траектория "Яблока" проходит между идеологией и прагматизмом

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Основатель партии ведет соратников на выборы в Госдуму, молодое поколение функционеров призывает к осторожности

0
746
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
902
Борцов с мигрантами подозревают в пособничестве Западу

Борцов с мигрантами подозревают в пособничестве Западу

Екатерина Трифонова

В России становится востребованной правозащита от внешнего вмешательства

0
1033
Ботинки с медными подковками

Ботинки с медными подковками

Ольга Рычкова

Шаг за шагом по «маяковской» Москве

0
793

Другие новости