0
7931
Газета Печатная версия

17.12.2019 17:53:00

Православная Москва может лишиться наследия ЮНЕСКО

Из-за закрытия Александрийского подворья из столицы уйдет византийский распев

Тэги: оон, юнеско, рпц, пцу, александрийский патриархат, патриарх феодор, культура, наследие, византия, пение, церковь, традиции


оон, юнеско, рпц, пцу, александрийский патриархат, патриарх феодор, культура, наследие, византия, пение, церковь, традиции Судьба хора Александрийского подворья в Москве пока не ясна.  Фото с сайта www.podvorie-alexandria.ru

Из-за политики Русской православной церкви Москва может потерять наследие ЮНЕСКО. 11 декабря это специальное подразделение Организации Объединенных Наций по культуре и науке внесло в список нематериального культурного наследия византийский распев. Услышать его в столице в полном объеме можно было только в одном храме – Всех Святых на Кулишках, который служил подворьем Александрийской православной церкви. После того как 8 ноября патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II признал Православную церковь Украины (ПЦУ) и ее главу митрополита Киевского Епифания (Думенко), работа подворья была «временно приостановлена». Окончательное решение по представительству Александрийской церкви в Москве должен вынести Синод РПЦ, однако его дата до сих пор неизвестна.

Песнопения a capella, традиции которых сегодня бережно сохраняются преимущественно в греческих церквах, возникли чуть ли не с появлением христианства. «Будучи живым видом искусства, которое существует более 2000 лет, византийские песнопения – это важная культурная традиция и всеобъемлющая музыкальная система, возникшая как часть музыкальной традиции Византийской империи. Подчеркивая и музыкально усиливая литургические тексты Православной церкви, пение неразрывно связано с Цдуховной жизнью и религиозным богослужением», – гласит вердикт ЮНЕСКО. Документ подчеркивает, что основные характеристики такого пения сохранились неизменными на протяжении веков. Это исключительно вокальное исполнение, одноголосие, кодификация по восьми гласам (разделение на восемь ладов), различная ритмика, которая подчеркивает части определенных слов. Византийское церковное пение всегда было связано с мужскими голосами, однако певчие-женщины изредка встречались в женских монастырях.

Несмотря на столь долгую историю византийского распева, его первые нотные записи в виде невм – предшественников современного нотного ряда, появились не раньше X века. До этого времени традиция чаще всего передавалась устно, от учителя к ученику. Этот обычай первое время существовал и в Древней Руси. После ее крещения византийское богослужебно-певческое искусство широко распространилось в русском государстве. Пение было строго одноголосым, а для записи мелодий древнерусских песнопений использовали нотацию, близкую к византийской. С веками распев все больше приобрел самобытные черты, а с конца XVII века и вовсе постепенно был вытеснен гармоническим многоголосием западноевропейского типа, которое записывалось уже с помощью пятилинейной тактовой нотации. В настоящее время почти во всех храмах РПЦ используется именно этот стиль пения. Новую жизнь византийская a capella обрела в православных странах Юго-Востока Европы: Болгарии, Сербии и Румынии. Кстати, это греческое пение внесло существенный вклад в развитие фольклорной музыкальной традиции, и не только в странах Балканского региона, но повлияло на турецкую, арабскую, греческую песенную культуру.

Сегодня в Москве действует единственная в России школа византийского песнопения. Она была образована в столице еще в 2004 году. Сайт учебного заведения утверждает, что ее выпускники «регулярно» поют как минимум в 10 столичных храмах, среди которых и подворье Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне – церковь Святого великомученика Никиты за Яузой. Но скорее речь идет о «закрытии» небольшими поющими составами (по трое-пятеро человек) будничных, а не воскресных богослужений. А на Александрийском подворье услышать византийский распев можно было как в воскресные дни, так и во время церковных торжеств.

Храм Всех Святых на Кулишках получил статус представительства главы Александрийской церкви в 1999 году. Тогда же при храме была открыта школа греческого языка, а начиная с 2003 года действовала и школа византийской музыки. Сегодня хор Александрийского подворья хорошо известен не только в Москве, но и далеко за пределами России. Что будет с ним дальше – пока непонятно. Известно, что настоятель подворья – митрополит Киринский Афанасий Киккотис от служения отстранен и скорее всего после решения Синода РПЦ о разрыве евхаристического общения с Александрийским патриархом или даже всей церковью вынужден будет покинуть Россию, в которой находился с 1997 года. Новый настоятель вряд ли будет развивать византийские традиции, учитывая то, в каких отношениях сейчас находятся Русская и Константинопольская церкви. Так что вполне вероятно, что в ближайшее время церковная Россия может отказаться от греческих традиций, пусть даже они и внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

Ольга Шатохина

0
339
Для роста зарплат найден особый источник

Для роста зарплат найден особый источник

Анастасия Башкатова

Конкуренция и производительность труда оказались тесно взаимосвязаны

0
2129
Террористы оставили верующим только молитву

Террористы оставили верующим только молитву

Андрей Мельников

Религиозные мероприятия прошли в соответствии с общенациональным трауром

0
2595
Кишинев ставит на Париж и Бухарест

Кишинев ставит на Париж и Бухарест

Светлана Гамова

Россия выносится в Молдавии даже за рамки продовольственного рынка

0
4740

Другие новости