0
7615
Газета Печатная версия

31.05.2021 17:02:00

Лоза обетованная

Как в Израиле возрождают библейские сорта винограда

Андрей Баткилин

Об авторе: Андрей Александрович Баткилин – винный консультант, обладатель международного титула Italian Wine Scholar винной академии Wine Scholar Guild.

Тэги: израиль, святая земля, вино, энология, библия, виноград


израиль, святая земля, вино, энология, библия, виноград Автор познакомился со вкусом «библейского» вина благодаря личному знакомству с создателем напитка Эялем Дрори. Фото из архива автора

Виноделие Земли обетованной до сих пор для многих terra incognita. И это вполне объяснимо. Израильское виноделие плоть от плоти своей страны – так же мало по площади и количеству и так же имеет долгую, нелегкую историю. И если современное вино этой страны – тема последнего полувека, то история виноделия библейских земель – это история последних 5 тыс. лет. Первое упоминание вина в Библии (Бытие 9: 20–21) – это сюжет о Ное, который построил ковчег, чтобы подготовиться к потопу, и, когда вода спала, посадивший виноградник и напившийся полученным вином. Более десятка раз вино упоминается на страницах вечной Книги как основной продукт Святой земли и как ритуальный напиток, без которого не проходит ни одно религиозное событие. Свадьбы, похороны, Пасха – вино всегда важный атрибут. Еврейский младенец мужского пола впервые «пробует» вино после обряда обрезания.

Израиль и вино – об этой многовековой связи говорит эмблема Министерства туризма Израиля, на которой изображена сцена из Книги Чисел: Моисей послал лазутчиков в Землю обетованную, а те вернулись с виноградной гроздью такого размера, что смогли нести ее только вдвоем на шесте – и это символизировало плодородие Святой земли.

Одно из важнейших христианских таинств – причастие, когда человек, вкушая хлеб и вино, соединяется с Богом, вспоминая о Тайной вечере, которая была не чем иным, как пасхальной трапезой иудеев. И многие задают вопрос: можно ли сейчас попробовать вино, которое пили во времена Христа? Если коротко, то нет. Вино, которое мы пьем сейчас, совершенно другой продукт, нежели вино древней Иудеи.

Мы можем описать вино времен Христа – это виноградный ароматизированный алкогольный напиток светло-коричневого цвета, с высоким уровнем алкоголя, производимый из смеси красных и белых сортов винограда, часто с добавлением меда и изюма, трав и специй, таких как кардамон и шафран, который при употреблении обычно еще разводился простой водой или морской – для пикантности. Современное вино – продукт современных технологий винификации и самого выращивания винограда.

Другой вопрос: сохранились ли до наших дней сорта, что существовали в библейские времена? И тут ответ «да»!

Невероятный факт, но еще 10 лет назад в стране с многовековой историей виноделия, где при каждых археологических раскопках находят массу предметов винодельческой тематики – монеты с изображением лозы, амфоры, каменные прессы для винограда, – никто не мог назвать ни одного местного сорта. Потому что их попросту не было! Завоевание арабами этой земли в VII веке привело практически к полному исчезновению местных автохтонов.

Современная основная сортовая «линейка» была завезена из Европы начиная с 1860-х годов. Огромный вклад – и материальный, и технологический – в это внес барон Эдмон де Ротшильд. С конца XIX века агрономы и виноделы из известнейшего Chateau Lafite, принадлежавшего Ротшильдам, помогали как начинающим винодельням, так и первой сельскохозяйственной школе «Микве Израиль», поставлявшей саженцы для новых виноградников. Изначально барон Ротшильд решил сконцентрироваться на бордоских Cabernet Sauvignon, Cabernet Franc и Malbec, причем лозы были привезены не из Франции, где вовсю уже бушевала эпидемия филлоксеры, а из Кашмира, что на севере Индии, где энологами были высажены виноградники из оригинальных лоз Chateau Lafite.

В XX веке волна увлечением бордоскими сортами плавно дополнилась интересом к другим сортам – Syrah, Grenache, Chardonnay, Chenin Blanc, чуть позже пришла мода на другие известные в Старом Свете сорта – Pinot Noir, Petit Verdot, Mourvedre, Tempranillo, Viognier, Gewurztraminer, Riesling и др.

Но каждый винный регион ищет свое место как на полке магазина, так и в сердцах винолюбов именно через предложение своей уникальности – главным образом показывая аутентичные сорта.

Первая попытка израильского виноделия получить свой местный сорт была предпринята в начале 1990-х годов, когда израильский исследовательский Институт Волкани представил местный сорт Argaman – помесь французского Carignan и португальского Souzao. Надо отметить, что ряд зарубежных искусственно скрещенных сортов для коммерческого виноделия уже использовался местной индустрией. Это и Marselan – кросс Cabernet Sauvignon и Grenache, Pinotage – Pinot Noir и Cinsault, менее известный Caladoc – кросс Malbeс с тем же хорошо приспосабливающимся в жарком климате Grenache.

9-12-1480.jpg
В салезианском монастыре Кремисан
близ Вифлеема первыми начали
культивировать автохтонный сорт Marawi.
Фото со страницы
Cremisan Wine Estate в Facebook
Argaman же, несмотря на повсеместную поддержку крупных виноделен Израиля, быстро заполнив около 4% территорий виноградников страны, особого успеха не снискал и до сих пор используется для недорогих вин, играя в блендах в основном визуальную роль за счет своего интенсивного темно-фиолетового цвета, благодаря которому он и получил свое название – «аргаман», что на иврите значит «багровый».

И вот, наконец, наш XXI век ознаменовался обнаружением на старых палестинских виноградниках местных древних сортов. После многолетних поисков и исследований энолога Университета Ариэля Элияшива Дрори в 2014 году довольно известная местная винодельческая компания выпустила вино из сорта Marawi (второе его название – Hamdani). Этот белый сорт винограда был обнаружен и привезен от одного арабского фермера с территории Вифлеема, который предпочел остаться неизвестным, дабы не иметь проблем со своей общиной.

Первый коммерческий релиз Marawi 2014 года составлял всего 2800 бутылок. С третьим релизом, 2016 года, которого было выпущено также немного, всего 4 тыс. бутылок, волей случая я познакомился на винодельне, когда в 2018 году навещал моего хорошего знакомого – энолога Эяла Дрори, который – такое совпадение! – тогда работал помощником главного винодела этой компании.

Белое вино с холмов Вифлеема оказалось очень минеральным и легким в цвете и в теле, всего с 12,5% алкоголя, что очень удивительно для жаркого местного климата, где белые шардоне легко имеют 14–15%. Молодое вино, выдержанное короткое время на осадке в небольших бочках, обладало нежным ароматом лимона и легкими цветочными ароматами и оставляло довольно интересное минеральное послевкусие.

Чуть позже эта винодельня выпустила красное вино из местного сорта Bittuni – также с виноградников Вифлеема и также довольно легкое и ягодно-фруктовое, в стилистике бургундского Pinot Noir. И также с небольшим уровнем алкоголя. Как брат и сестра, Bittuni и Marawi похожи друг на друга своей мягкостью и деликатным послевкусием. Чуть позже с винами из возрожденных местных сортов – Marawi, Buttini, Tufahi, Dumiat, Dabuki, Shami – начали экспериментировать другие винодельни, от небольших бутиковых до самых крупных.

Поиски и исследования до сих пор продолжаются, а анализ ДНК выявил уже более 120 неизвестных сортов, которые могут быть автохтонными сортами библейской земли. Вероятно, немногие из них имеют потенциал к производству отличного вина, но в любом случае рождение уникальных позиций в винной карте – это довольно важный момент уже сейчас с маркетинговой точки зрения. Не исключено, что и грандиозный для будущего виноделия этой самобытной страны.

Есть материал и энтузиасты, которые живут большими планами, а сделать хорошее вино не проблема – нужно только время. Как сказала не так давно ушедшая баронесса Филиппина де Ротшильд, «вино – это действительно простой бизнес. Только первые 200 лет трудны».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Большая семерка" хочет закончить конфликт с ХАМАС, но не с РФ

"Большая семерка" хочет закончить конфликт с ХАМАС, но не с РФ

Геннадий Петров

Министры иностранных дел G7 обсудят меры поддержки Украины и способы убеждения Израиля

0
1613
Израиль и Иран удивили, выйдя из формата прокси-войны

Израиль и Иран удивили, выйдя из формата прокси-войны

Однако ни Тегеран, ни Тель-Авив, ни Вашингтон не готовы сегодня к длительному прямому военному противостоянию

0
1504
Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Прямая война Израиля и Ирана может получить ядерное измерение

Игорь Субботин

Готовность расширить диапазон ударов имеет свою цену для сторон конфликта

0
1248
Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Эрдогану не удается изменить произраильский имидж

Игорь Субботин

От властей Турции требуют доказательной жесткости к Нетаньяху

0
1784

Другие новости