0
11911
Газета Печатная версия

05.09.2023 16:52:00

Понтифик Третьего Рима

Папа Франциск объяснил свои слова об имперском наследии Евразии

Тэги: папа римский франциск, ватикан, россия, украина, монголия, святой престол, империализм, китай, си цзиньпин, польша, критика, русский мир


папа римский франциск, ватикан, россия, украина, монголия, святой престол, империализм, китай, си цзиньпин, польша, критика, русский мир Переговоры папы Римского с президентом Монголии Ухнаагийном Хурэлсухом проходили под внимательным взглядом с портрета Чингисхана. Фото Reuters

Скандалу по поводу обращения папы Римского Франциска к российской католической молодежи не дают утихнуть. Резкая реакция отмечается у украинской публики, а также отчасти в восточноевропейских государствах, которые находятся в авангарде поддержки Киева в его противостоянии с Москвой. Папу жестко раскритиковали даже в ультракатолической Польше.

Определенный резонанс выступление понтифика вызвало и в Западной Европе, и в других регионах мира. Когда папа возвращался из поездки в Монголию, которая проходила с 1 по 4 сентября, журналист итальянского агентства ANSA на борту самолета задал вопрос о том, почему Франциск 25 августа в обращении по видеосвязи к верующим по случаю Всероссийской встречи католической молодежи в Санкт-Петербурге заявил о «великой матушке России». «Вы – наследники великой России: великой России святых, царей, великой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, страны великой культуры и великой человечности, – сказал Франциск и посоветовал: – Никогда не отказывайтесь от этого наследия. Вы – наследники великой матушки-России, идите с ним вперед».

Папа Франциск ответил итальянскому журналисту, что он имел в виду русскую культуру, а не политическое устройство имперских времен. «Российское наследие прекрасно, – пояснил свою мысль Франциск. – Вспомним о литературе, о музыке вплоть до того, что Достоевский сегодня нам говорит о зрелом гуманизме». «Когда я говорил о великой России в смысле не только географическом, но и культурном, мне в голову пришло то, чему нас учили в школе: Петр I, Екатерина II», – добавил понтифик. Он также сказал, что русскую культуру нельзя «отменить из-за политических проблем». По его мнению, культура «не может быть имперской». «Одно дело – культура народа и другое – идеологии, которые возникают потом благодаря какому-нибудь философу или политику из этого народа», – подчеркнул Франциск. По его мнению, искажение культуры в виде идеологии, а затем в политической форме империализма приводит к диктатуре.

Папе пришлось объясняться, потому что его напутствие российской молодежи, которое запечатлено в видеоролике, но отсутствует в печатной версии речи на ватиканских медиаресурсах, разозлило многих в Киеве. Глава Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) архиепископ Святослав Шевчук обнародовал заявление, в котором выразил надежду, что «эти слова святейшего отца были сказаны спонтанно, без всяких попыток исторических оценок, а тем более поддержки империалистических амбиций России». По мнению Шевчука, высказывание папы противоречит его же учению о неприятии империализма и национализма. Грекокатолик все же обвинил понтифика в потакании амбициям Москвы. Шевчук сообщил, что вскоре епископы УГКЦ отправятся на Синод в Рим и там потребуют от Франциска объяснений.

К осуждению папы присоединились и в украинском МИД. Представитель ведомства Олег Николенко отреагировал на напутственные слова папы в адрес российской молодежи. «Спасибо за ваш способ быть россиянами», – сказал тогда Франциск. Дипломат считает, что понтифик должен не поощрять молодых католиков в российской идентичности, а настраивать их против руководства своей страны. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк в интервью итальянской газете Corriere della Sera утверждал, что папа Римский стал «инструментом российской пропаганды» и поддержал «русский мир».

В поддержку киевских деятелей выступила американская газета Hill. Таким образом, у многих комментаторов на постсоветском пространстве создалось впечатление, что западная пресса присоединилась к хору голосов, осуждающих понтифика. Однако стоит обратить внимание, что статья, на которую все ссылаются, под названием «Почему папа Франциск называет Россию «великой»?», размещена в разделе «Мнения» и написана американским политологом украинского происхождения Александром Мотылем. «Одобрение папой российского империализма – и то, что он так часто использует слово «великий» в столь немногих фразах, – наводит на мысль, что он искренне верит в то, что это великое и положительное явление. Это одновременно трагично и печально. Латиноамериканский иезуит должен распознавать зло, когда он его видит. Очевидно, что папа Франциск забыл заповедь «Не убий». Такой папа – это не папа Римский. Франциск должен просить прощения у всего мира, а также у Украины». Подобная резкость высказывания колумниста объясняется, вероятно, происхождением и специализацией профессора Мотыля как советолога и эксперта по теме, которую он называет «российским империализмом».

«Критика слов и действий папы Франциска с какой-либо долей симпатии в отношении России исходит в основном от радикально настроенных идеологов украинской идеи, – отметил в разговоре с «НГ-Религиями» заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. – Радикалами и, по сути, пропагандистами выступают сотрудники офиса президента Украины, лидеры грекокатоликов, православная оппозиция как УПЦ, так и РПЦ. Именно для них папа стал империалистом. Таких спикеров понтифик не только не боится, но и скорее всего считает нужным косвенно осудить или дистанцироваться от их идей. Для большинства украинских и европейских католиков важно то, что папа поддерживает Украину и выступает за прекращение боев».

Зато выступление папы положительно оценили в Москве. «Понтифик знает российскую историю, и это очень хорошо. Она действительно глубока, имеет глубокие корни», – прокомментировал нашумевшие слова пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Однако подспудный смысл слов и поступков папы Франциска все же следует искать в современных событиях. «Католическая паства приучена к тому, что церковь многонациональна, а Святой престол находится над схваткой и часто занимает позицию позитивного нейтралитета, помогая всем нуждающимся, но однозначно не поддерживая ни одну из воюющих сторон, – отмечает Лункин. – Даже там, где власти устраивали гонения на церковь, Ватикан сдерживал стремление епископов к политическим демаршам (как в Венесуэле и Никарагуа), за что Франциск также подвергается критике. В Конго, к примеру, где церковь обладает влиянием на политику и выборы, папа в ходе своего визита в Африку старался быть папой для всех».

Действительно, уже после всей критики глава Ватикана во время своего визита в Монголию поразил публику новыми откровениями об империях, бывших в истории Евразии. «Да ниспошлют небеса, чтобы сегодня на этой земле, опустошенной бесчисленными конфликтами, с уважением к международным законам было восстановлено то, что когда-то было Pax Mongolica, а именно отсутствие конфликтов», – сказал понтифик. Pax Mongolica – так называют период после завоеваний Чингисхана.

Кроме того, 3 сентября папа из Улан-Батора обратился к верующим соседнего Китая, призывая их быть «хорошими христианами и добропорядочными гражданами». Накануне он призвал правительства не бояться Католической церкви, потому что она не вмешивается в политику. А еще раньше, по пути в Монголию, понтифик отправил с борта самолета телеграмму председателю КНР Си Цзиньпину, тем самым как бы выразив почтение еще и по отношению к наследию Срединной империи.

Но если понтифик не идет на поводу той части католического мира, которая активно поддерживает Украину, то не разменивает ли он утрату доверия европейцев на равнодушие верующих третьего мира? Да, католиков-неевропейцев намного больше, но они вряд ли настолько же эмоционально вовлечены в противостояние России и Украины, как те, кто проживает на Европейском континенте. «Нельзя сказать, что верующие в Африке или Азии равнодушны к украинскому кризису (и из-за проблем с продовольствием, и в целом из-за его роли в мировой повестке), для них важно, что понтифик – это миротворец, а осуждает ли он при этом Российскую империю или нет, не имеет никакого значения, – считает Лункин. – Однако нельзя быть «ремесленником мира», как выразился в своей речи в онлайн-режиме в Петербурге папа, и при этом унизить молодых русских католиков, чтобы порадовались украинские радикалы. На протяжении всего течения СВО папа Франциск выдерживает логичную линию на поддержку жертв конфликта, довольно мягкую критику РПЦ (личный выпад в адрес патриарха Кирилла был только в интервью и на диалог церквей не повлиял) и полное игнорирование новой этики, связанной с «отменой России». Франциск свободно говорит о культуре, литературе, героях прошлого, вдохновляя молодежь и в России, и в других странах».

«В духе своей энциклики «Все братья» папа считает главной движущей силой мира и демократии народ и народные движения, то есть самих людей, которые и есть настоящие посредники в деле мира – строители мостов, в буквальном смысле слова «понтифики», – резюмирует Лункин.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Советские белорусы" заявляют о себе

"Советские белорусы" заявляют о себе

Дмитрий Тараторин

В борьбе за национальную идентичность столкнулись депутаты и сторонники объединения с Россией

0
881
Киев готовится к миру, усиливая войска на фронте

Киев готовится к миру, усиливая войска на фронте

Владимир Мухин

Подготовленные в ЕС украинские резервы, похоже, будут направлены в Курскую область

0
1033
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
1817
О гарантиях безопасности для Украины

О гарантиях безопасности для Украины

Торг между Киевом и Западом должен завершиться до переговоров с Москвой

0
1807

Другие новости