0
1485
Газета Персона Интернет-версия

28.10.2010 00:00:00

Сексизм, пророки и массмедиа

Тэги: талант, дар, воля, церковь, православие


талант, дар, воля, церковь, православие Как сказал Достоевский, русский человек без Бога – дрянь.
Сергей Виноградов. В церкви. Конец 1890-х. ГТГ, Москва

Поэтесса Олеся НИКОЛАЕВА родилась 6 июня, в день рождения поэта Пушкина. Спорить с судьбой было бы нелепо. Она и не спорила. Даже, в конце концов, стала лауреатом премии «Поэт». И не только. Написала много книг, преподает. О взглядах Олеси Александровны на жизнь, духовность, литературу и на себя попытался узнать Борис КУТЕНКОВ.

– Олеся Александровна, вы лауреат всевозможных премий. Скажите, пожалуйста, достаточно ли талантливому творцу быть лишь талантливым и творить, чтобы добиться признания? Или необходимо иметь особый, олимпийский характер?

– Человек талантлив от природы – это не его заслуга, это данность. Однако мало быть обладателем этого дара, надо его в течение жизни не зарыть в землю, но и не растранжирить, а распорядиться им так, чтобы окреп, приумножился и принес творческие плоды. И вот здесь необходима творческая воля или «воля к тексту».

Воля – это свойство нашей природы, а личность – это то, что в человеке не есть природа, это то, что над природой возвышается, главенствует, оформляет ее. Поэтому в творчестве чрезвычайно важна личность автора. А характер – это то, каким образом личность воздействует на природу.

Таким образом, получается, что да, необходимо иметь определенный характер (его еще называют «стержнем»: например, «у этого человека есть стержень» или «это человек без стержня»).

– Вы сумели оседлать Пегаса и уверенно держитесь в седле. Считаете ли вы себя популярным автором? Много ли значит для вас vox pоpuli?

– Для меня важно прежде всего свое ощущение от того, что я написала: «Доволен ли ты им, взыскательный художник?» Кроме того, у меня есть определенный круг читателей, мнением которых я дорожу (в наибольшей мере это профессионалы – поэты, прозаики, критики, литературоведы, мои друзья). Есть один довольно точный показатель – получилось у меня нечто или нет: это «заразительность».

Если я написала что-то действительно настоящее, то мне хочется писать еще и еще, творческий пыл только нарастает, и, как правило, я пишу стихи – залпом, циклами, книгами. А если у меня получилось что-то нежизнеспособное, то я это отбрасываю и тогда пытаюсь нашарить вход на свою территорию с другой стороны.

– Вы довольно часто появляетесь на телеканале «Культура». Например, несколько недель назад телезрители могли наблюдать, как вы с полемическим задором отстаиваете роль искусства в программе «Тем временем»┘

Считаете ли вы себя медийным лицом? Что дает вам участие в телепередачах, теледискуссиях, телешоу? Содержится ли там реальная пища для ума либо разговоры о высоком – это обычный телефастфуд, который съел – и ни уму ни сердцу?

– Я, конечно, не являюсь медийным лицом. В телепередачах или на ток-шоу я появляюсь только тогда, когда обсуждаемая тема представляется мне не только важной, но и лично касающейся меня, входящей в круг моих интересов. Когда этого не происходит, когда тема – не моя, я отказываюсь.

К сожалению, это единственная общедоступная форма того, как можно донести до широкой аудитории свои идеи – в очень, разумеется, примитивизированном и урезанном виде.

– Почитатели вашего творчества знают о вас много, но в основном факты вашей биографии и хронологию многочисленных побед. Можно ли узнать или скорее прочувствовать, какая вы, Олеся Николаева, вчитываясь в ваши стихи?

– Я думаю, что, читая мои стихи, можно почувствовать мой характер, уловить мою интонацию – то, что называется «мелос». Хотя я с некоторых пор стала страшиться произносить это слово вслух: как-то раз я выступала на радио и употребила его, а какая-то слушательница то ли как-то не так расслышала его, то ли приняла его за слово «фаллос» и очень меня стыдила в прямом эфире, что я-де ругаюсь матом. Я сначала вообще не поняла, о чем речь, а потом очень смеялась.

– Вы – православный русский поэт. Это больше чем просто поэт?

– Я – просто поэт.

Но человек я – православный, церковный. Я убеждена, что подлинная поэзия живет именно в Церкви – ею можно там напитаться, а потом от избытка сердца говорить о жизни в миру.

– Понятие «классики и современники» значительно трансформировалось в сдвиге тысячелетий. Можно ли назвать вас современным классиком?

– Есть (и были) такие поэты, которых очень волновало их место в ряду других. Инна Лиснянская пишет в своих воспоминаниях о Семене Липкине, что его занимал этот вопрос.

Такой интерес был и у Давида Самойлова: он тоже как-то расставлял поэтов по их таланту и значимости, пробовал определить свое собственное место в этой иерархии.

Но меня этот вопрос о «моем месте» всегда оставлял равнодушной. Единственное, что я вижу: как много у меня за последние 15–20 лет появилось поэтических последователей, а то и эпигонов. Но это только кажется, что такой тип письма, который критик Ирина Роднянская еще в конце 80-х назвала «стихопрозой», когда писала о моих тогдашних стихах, очень прост: расшатанная строка, условная, то скользящая по ней, то вовсе исчезающая, а то прущая напролом рифма.

Но на самом деле тут есть свой секрет: прозаическое содержание в какой-то момент, достигая своего «пуэнто», преображается, а все стихотворение – гармонизируется.

Это как в сказке: стукнулся селезень оземь – выскочил заяц, стукнулся оземь заяц – превратился в волка, а волк ударился об землю и стал добрый молодец.

– Да, меня этот вопрос в вашем творчестве тоже давно занимал. Рецензируя книгу ваших избранных стихотворений («Литературная учеба», № 4, 2010), я писал, что «сама Олеся Николаева характеризует собственную строфу как «расшлепанную на широкую ногу», «взбаламученную», а Дмитрий Бак, автор предисловия к вашей книге, отмечает «небрежность», «видимую необработанность» как «главную примету» этой поэтической техники. Наверное, все-таки не «главную», а одну из допускаемых автором, поскольку и безупречно исполненных силлаботонических стихотворений в книге немало, а значит, такой подход к форме – это не небрежность, а осознанно выбираемая позиция в случаях, когда поэт считает ее стилистически оправданной и допустимой. Сюда бы я отнес и частую нарочитую оборванность, незавершенность концовки (опять же не во всех случаях – нередко стихотворение заканчивается восклицанием). В использовании акцентного стиха, в некоторой «безалаберности» автору видится свобода, распахнутость навстречу «ветру, музыке за забором, горю-злосчастью, Богу┘» (этому посвящено одно из ваших стихотворений о советских цензурных вымарываниях).

Как вы считаете, поликультуризация современной России – это благо для нашей страны?

– Я считаю, что главное сокровище наше – религиозное, культурное, национальное, социальное, какое угодно, – это православие. Именно в его лоне родилась нация, культура, государство.

– Есть ли пророки в нашем Отечестве?

– Наверное, пророки есть – среди духовенства, среди старцев, среди святых. Но в Священном Писании есть ведь и такой случай, когда Господь сделал так, что заговорила Валаамова ослица, предрекая должное┘ Главное предупреждение, которое нам следовало бы помнить, это слова Достоевского: «Русский человек без Бога – дрянь».

– Существует ли сексизм (дискриминация по принципу мужчина/женщина) в непростом мире современных российских литераторов? Если да, то как вам, красивой женщине, удается ему противостоять?

– Поскольку я никогда сама не обращала внимание на то, что я «женщина-писательница», то я и не сталкивалась с этим сексизмом. Вообще «женская тема» – это не моя тема.

В творчестве важна личность, то есть как раз то, что возвышается над природой, а следовательно, и над полом: тут нет «ни мужского пола, ни женского».

А это, собственно, то, о чем мы с вами говорили в начале интервью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
547
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
536
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
469
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
620

Другие новости