0
1468
Газета Поэзия Интернет-версия

19.07.2012 00:00:00

Не болит

Тэги: сучкова, деревенская проза


сучкова, деревенская проза

Ната Сучкова. Деревенская проза.
– М.: Воймега, 2011. – 76 с.

Новая книга Наты Сучковой, вышедшая спустя год после дебютной – «Лирический герой», позволяет говорить о значительной эволюции на уровне поэтики, несмотря на то что многие тексты в сборниках повторяются. Однако это не мешает с уверенностью наблюдать качественные перемены: размытость, мелькание, полутона, свойственные лирике Сучковой, все больше уступают место конкретике бытовой детали. «Клиповость» остается скорее не на уровне отдельного стихотворения, опирающегося на твердую основу грубой, земной жизни, но проявляется в калейдоскопе сюжетов – разнообразных, придающих цельность как замыслу книги, так и внутристиховой семантике. Открываешь книгу – и под синей обложкой с изображенной на ней лыжней и ногами в валенках узнаваемый мир: преимущественно зимний, вологодский.

Во многом на создание цельности работает и провокационное заглавие сборника, содержащее сразу две условности: и «деревня» – скорее «городок провинциальный», и «проза» – конечно же, стихи в формально-теоретическом значении. Но, вчитываясь в стихи, понимаешь логическую обусловленность, иронично переосмысливающую название литературного течения: подразумевается «проза жизни», таящая поэтическое зерно, словно по совету Ходасевича («И каждый стих гоня сквозь прозу»). Взгляд автора в каком-то смысле «деревенский»: свойский, цепкий, видящий подноготную каждого из персонажей перенаселенного мира. Обращающийся с обитателями этого мира как с давно знакомыми – зачастую с доброй иронией:

Дура-дура-дурачок,

взявший денег под отчет,

он придумал, как потратить

их –

на дешевый коньячок…

Создается двойной эффект: проникновения сквозь изнанку вещей и при этом отвлечения от главного – внутреннего мира лирического героя. Так в сказке – при чтении на ночь – реалистическое начало помогает присутствию узнавания, одновременно убаюкивая. Недаром так часто проявляется ключевая для лирики Сучковой оппозиция между внешним, видимым (как правило, намеренно глянцевым, изысканным или имеющим глобальные размеры) и сокрытым:

…Ты знаешь, у порта речного изысканный бродит жираф,

а в нем крановщица, как прошлое, недосягаема.

Возникает конфликт между очевидным планом изображаемого – и неожиданным ракурсом, заметным только зоркому, поэтическому глазу:

…старик из дома

двухэтажного

понес отхожее ведро,

и улыбнулся, и закашлялся,

и это – тоже Рождество.


Деревенская проза, тем более проза жизни, – она у некоторых всегда скорее поэзия.
Фото Екатерины Богдановой

Эта характерная оппозиция – «человек внутри» – распространяется и на отношения человека и дома, лирического субъекта и персонажей, и на ритмическое строение текста. Как писал вологодский критик Сергей Фаустов в статье «Трансавангардная эстетика Наты Сучковой», «сборка информационных и эстетических слоев» (проявляющаяся в прихотливых ритмических вариациях, в сочетании несочетаемых, казалось бы, размеров внутри стихотворения, неожиданных перескоках). Отдельного разговора тут заслуживают и рифмовка – порой вызывающе неточная, но отличимая, сучковская, – и вкрапления бытовой речи и диалектизмов, помогающие созданию интонационной естественности.

Среди сказок «веселых» обязательна и страшная, создающая эффект умолчания и оттого, кажется, более правдивая, чем радостные истории:

…Снял скороходы зимние,

сбросил с руки темляк

и в сапогах резиновых

к краю пошел вот так.

Это была лишь присказка,

в сказке, прости, – ничего,

лишь фонари разбрызгались

из-под шагов его.

Упоминание бега по лыжне, отраженное и в фото на обложке, настолько часто, что поневоле начинаешь искать концептуальную обоснованность этого мотива для лирики Сучковой. А может, имеется в виду побег от реальности, в конце которого – обрыв, финиш, боязнь оступиться (недаром упоминаются и «неровные края»)? Автор проговаривается – сильным и впечатляющим сравнением: «реки разматывается бинт/ с прилипшей к нему лыжней». Опять эта оппозиция – бинт как нечто спасительное, обволакивающее рану, и лыжня – символ этой раны или крови. Постепенно понимаешь, что бережно и любовно отстроенный мир, прекрасная сказка, защищающая от реальности, словно колыбельная, не может скрыть глубинной интенции, как бы ни хотелось показать наигранную радость. Ожидаешь, когда кончится «сладкий мучительный сон» и сквозь недоговоренность прорвется не просто истинное – но непритворное, больное:

голубое, голубое

небо над причалом,

вот и сделала мне больно,

как и обещала.

И не случайно, наверное, заключительные строки книги – следующие: «где не болит, не болит, не болит,/ ну или ты притворился». Так проявляется эскапистская функция поэзии: создавая особую личностную мифологию, мир, где «черных полос не бывает», поэт надежно защищается. Эта мифология – прекрасная, как жест искусства, – высоко оценена читателями: еще до выхода «Деревенская проза» получила награду Волошинского конкурса в номинации «Рукопись неопубликованной поэтической книги», а спустя несколько месяцев после публикации – специальную премию «Московского счета».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
542
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
478
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
574
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
411

Другие новости