0
1150
Газета Политика Интернет-версия

23.09.1999 00:00:00

К новой войне в Чечне почти все готово

Тэги: Чечня, Дагестан


СИТУАЦИЯ на Северном Кавказе складывается так, что речь ведется не о том, будет или нет проведена силовая операция в отношении чеченских преступных группировок, а о том, когда и в каком виде это произойдет. Продолжается нанесение "мощных ракетно-бомбовых ударов по крупным скоплениям чеченских боевиков", в результате которых, по сообщениям военных, бандформирования понесли "ощутимые потери". На официальном уровне обсуждаются перспективы сухопутной операции в Чечне и возможности физического уничтожения Шамиля Басаева и Хаттаба. А в это время ужесточается режим в приграничных с Чечней регионах, куда стягивается многотысячная группировка федеральных сил и где практически реализуется предложение премьер-министра РФ Владимира Путина о создании "карантина".

Как сообщил "НГ" корреспондент РИА "Новости" Владимир Гутнов, со вторника вдоль всех административных границ Чечни по периметру введен особый карантинный режим. По словам полномочного представителя президента России в Северной Осетии и Ингушетии Алексея Кулаковского (интервью с ним читайте в ближайших номерах "НГ"), особый режим введен в соответствии с распоряжением российского правительства приказом командующего 58-й армией и группировкой "Запад" генерал-майора Владимира Шаманова. Административные границы Чечни теперь считаются полностью закрытыми, причем пересекать их нельзя в обоих направлениях. Официально закрыто также воздушное пространство над Чечней, а любые попытки его пересечения будут пресекаться любыми способами, вплоть до открытия огня по нарушителю.

В Дагестане войска также находятся в постоянной готовности к отражению попыток прорыва боевиков на трех главных направлениях - Ботлихском, Хасавюртовском и Кизляр-Бабаюртовском. Всего же, по данным штаба российских войск на Северном Кавказе, в районе административной границы с Чечней сконцентрирована группировка федеральных сил численностью около 13 тыс. человек, основу которой составляют части и подразделения Минобороны, насчитывающие до 8 тыс. военнослужащих, в том числе около 3 тыс. десантников. Пяти тысячам военнослужащих Внутренних войск МВД и сотрудников правоохранительных органов поручено занять первый рубеж "санитарного кордона". Можно добавить, что сведения о численности группировки федеральных сил порой противоречивы, но очевидно, что речь идет о беспрецедентной мобилизации и подготовке войск к активным действиям. Кроме того, по сообщению ИТАР-ТАСС, в Ставрополье казакам выделена тысяча карабинов. В Ингушетии личный состав МВД республики по-прежнему находится на усиленном режиме несения службы, ужесточен контрольно-пропускной режим на блокпостах. Наконец, решение министра обороны РФ Игоря Сергеева отложить на более поздний срок свой официальный визит в Швейцарию из-за "внутриполитической обстановки в России, и в первую очередь на Северном Кавказе", не оставляет сомнений в планах военных.

Параллельно идет активное пропагандистское обеспечение предстоящих активных действий.

Так, заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов на вчерашней пресс-конференции хоть и заметил, что сегодня вряд ли целесообразно проводить силовую операцию против чеченских боевиков, потому что она будет сопряжена с большими потерями, подчеркнул, что федеральные силы в моральном и боевом отношении готовы к действиям на территории Чечни. По его словам, для этого должно быть принято соответствующее политическое решение. Кроме того, Зубов ненавязчиво подвел свою аудиторию к необходимости силовой операции, заявив, что в качестве одного из возможных направлений действий боевиков избрана Ингушетия, а также подчеркнул, что есть реальная угроза захвата Пригородного района Северной Осетии, и не исключил возможности повторения "буденновского варианта" и других терактов.

Итак, силами российского руководства и военного командования общественное мнение уже подготовлено к ежедневным сводкам с чеченского фронта. Но политическая сторона урегулирования чеченской проблемы абсолютно не освещена. Тема готовящихся переговоров президента Чечни Аслана Масхадова с Владимиром Путиным неизвестна. Но, по большому счету, официальный Грозный не может попросить ничего другого, кроме как не вводить войска в Чечню. Москва, в свою очередь, не намерена отказываться от планов решительного подавления очагов преступности в Чечне. Замораживание этой проблемы после войны в Дагестане и чудовищных терактов не найдет понимания в российских политических и общественных кругах. Ведь даже отделение от Чечни некими "карантинными зонами", которое выглядит как отказ от вступления войск на мятежную территорию, не может проводиться только с российской стороны границы, а должно предусматривать особый режим и со стороны Ичкерии. То есть так или иначе необходимо установление контроля хотя бы над приграничными чеченскими районами.

Таким образом, Аслан Масхадов - единственный партнер Москвы в Чечне - вынужден будет выбирать только между различными формами сотрудничества с федеральным Центром. В случае вторжения в республику войск он не окажется во главе "сопротивления оккупантам" хотя бы потому, что Москва всеми своими действиями и заявлениями будет представлять чеченского президента как своего союзника. Да и не произойдет, как уже отмечала "НГ", всеобщей консолидации чеченского общества, поскольку тысячи чеченцев не встанут под знамена Басаева и Хаттаба и уж тем более Арби Бараева и других, чьи группировки все последние годы не занимались ничем, кроме наркобизнеса, похищения людей, других "отраслей" преступности.

Получается, что главная задача Москвы - дать Масхадову возможность сохранить лицо, не сделав его администрацию "марионеточным режимом" и одновременно наделив его ролью союзника России. Поиски лидера "правительства в изгнании" в Москве не приведут ни к чему хорошему. Поэтому для Масхадова нужно создать условия, когда бы он мог попросить Россию о помощи в наведении порядка без ущерба для своей репутации. Можно предложить ему принять участие в операции если не "межгосударственных российско-чеченских" сил, то каких-нибудь "общекавказских" - недостатка в дипломатических формулировках не должно быть. Кроме того, чеченскому президенту не стоит опасаться участи московского ставленника Доку Завгаева, поскольку его заслуги в событиях 1994-1996 годов очевидны, а объединить тысячи чеченцев сейчас в Ичкерии никто, кроме Масхадова, не в состоянии.

Другим безусловным преимуществом Масхадова является его авторитет среди северокавказских лидеров, который, правда, значительно снизился в Дагестане. Так, говоря о возможности своего участия во встрече руководителей региона, председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов выдвинул условие, согласно которому Масхадов должен публично назвать виновных в нападении на Дагестан бандитами и дать их действиям соответствующую правовую оценку. Если чеченский президент согласится участвовать в совместной акции, это условие для него не будет невыполнимым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
734
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
906
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
721
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
856

Другие новости