Зампред ЦИК РФ Николай Булаев предлагает принять по выборам в Курской области политически целесообразное решение. Фото с сайта www.cikrf.ru
С 15 июня стартовали выборы представительных органов местного самоуправления. В единый день голосования (ЕДГ) 2025 года предстоит переизбрать, например, гордумы в столицах 25 субъектов РФ. А ЦИК РФ утвердил список 23 регионов, где будет дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Это меньше, чем в прошлом году, но при этом в 13 из них предстоят смешанные – двух- или даже трехуровневые кампании. Это когда одновременно проходят выборы и муниципальных, и региональных депутатов или вместе с ними еще и губернатора. Эксперты напомнили, что ДЭГ обычно повышал явку лояльного власти электората, но это следует проверить и в самых сложных условиях.
На заседании Центризбиркома 11 июня председатель ЦИК РФ Элла Памфилова напомнила, что в соответствии с законом назначение выборов депутатов представительных органов муниципальных образований возможно не ранее чем с 15 июня. Она повторила, что в ходе ЕДГ-2025, который завершится 14 сентября, ожидается проведение более 5 тыс. кампаний в 81 субъекте РФ. В голосовании смогут принять участие порядка 55 млн избирателей, а это примерно половина от их общего числа.
Как раз к моменту полного развертывания ЕДГ-2025 Центризбирком согласовал и использование федеральной платформы ДЭГ в 23 регионах, хотя заявки подавали власти 34, сообщила Памфилова. Тот факт, что в этом году удовлетворено меньше ходатайств, чем в прошлом (25), она объяснила неким «целым рядом внешних вызовов». При этом только в четырех субъектах РФ из нынешних 23 ДЭГ будет проводиться впервые, остальные – уже вполне опытные. Таким образом, получается, что ЦИК РФ, как там это не раз и заявляли, действительно не формирует применение ДЭГ. Федеральный центр не заставляет регионы проходить цифровое тестирование, хотя вроде бы есть понимание, что выборы Госдумы-2026 должны пройти преимущественно в онлайне.
Но в таком прагматизме, похоже, есть немалая доля текущей политической целесообразности. Примерно в такой же пропорции, как в еще одной из решений ЦИК – об отмене 43 муниципальных кампаний в Курской области, в которой выборы губернатора в этом году все же состоятся. Зампред ЦИК РФ Николай Булаев обосновал это тем, что над этой территорией «дроны летают, как пчелы». Поэтому низовые выборы представляются делом опасным, тогда как голосование за кандидатов в губернаторы можно организовать в специально отведенных местах. Видимо, таких засекреченных, что никакой враг о них узнать не сможет. Поскольку к реальности подобные предположения отношения явно не имеют, и возникают подозрения в политической мотивации тех или иных решений. Например, выяснилось, что ДЭГ в 2025-м будет в 13 регионах, где пройдут совмещенные кампании, то есть двухступенчатые или даже трехступенчатые выборы.
Трехступенчатые кампании ожидаются в Коми – глава республики, депутаты Госсовета и горсовета столицы – Сыктывкара, а также – по аналогичной схеме – в Калужской и Костромской областях. Двухступенчатые же выборы будут, скажем, в Чувашии – главы региона и горсобрания Чебоксар и в Архангельской области, где вместе с губернатором также выбирают столичную гордуму. В немалом числе регионов губернаторские или депутатские кампании совмещаются с голосованием за большое количество муниципальных мандатов. Иными словами, проверить работоспособность ДЭГ можно будет действительно по максимуму.
Между тем в прошлые годы было замечено, что региональные власти вовсе не получают от применения федеральной платформы онлайн-выборов каких-то заведомых преимуществ в ходе своего переизбрания. Более того, бывало и так, что какой-то губернатор получал больше «бумажных» голосов, чем электронных. Вполне возможно, что теперь, после интеграции всех государственных информационных систем на общей цифровой платформе ситуация изменилась – и регионы получили права запрашивать у федерального Центра, условно говоря, гарантированный минимум поддержки избирателей. Или скорее всего в этом году все-таки происходит точечная помощь сверху тем субъектам РФ, где выборы предстоят относительно непростые, то есть грозящие тем, что тамошние власти не получат подтверждений об уверенном к ним доверии.
Однако, например, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов напомнил «НГ», что сложность начавшихся кампаний «будет зависеть от прохождения кандидатами от партий муниципального фильтра и от антирейтингов власти». Еще один фактор – уровень ожиданий критиков власти от предстоящих выборов, пока, по его мнению, они везде скорее занижены.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что совмещенные выборы в принципе всегда сложнее для власти, а кроме того, ряд регионов, запросивших ДЭГ, имеют конкурентную, а временами – даже и протестную электоральную историю. Он обозначил те территории, где в теории у власти могут возникнуть те или иные сложности – это Коми, Чувашия, Пермский край, Архангельская область и Ненецкий автономный округ, а также Калужская и Костромская области. Непростой может оказаться и ситуация в Новгородской и Свердловской областях.
Однако Калачев сомневается, что даже в регионах, где возможны трудности, будут большие расхождения между офлайн- и онлайн-выборами. «Конечно, если где-то вдруг возникнет негативная непредвиденная ситуация, то ДЭГ послужит страховкой. Однако это будут точечные решения, адресная помощь. Изначально ДЭГ дан регионам наверняка по разнарядке сверху, а не по просьбам снизу. Да и ключи от федеральной системы регионам вряд ли кто-то дал. Федеральный Центр заинтересован в отработке ДЭГ перед большими выборами, а не в том, чтобы спасать репутацию губернаторов или единороссов на отдельных территориях», – пояснил Калачев.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил «НГ» о нарративах, идущих сверху, о том, что «ДЭГ – это и удобно, и безопасно», подтвердив, что «ДЭГ не требует особых усилий ни от избирателей, ни от властей». И хотя действительно ДЭГ больше доверяют скорее сторонники власти, чем протестные избиратели, которые предпочитают голосовать традиционно, возможности электронного волеизъявления есть у всех. При этом, по мнению Мухина, стремление организовать у себя ДЭГ демонстрируют сами губернаторы, которые в глазах федерального Центра хотят выглядеть идущими в ногу со временем и реформами. Однако относительно выборов все регионы разноплановые: сложнее всего будет, во-первых, в дотационных субъектах РФ, а во-вторых, там, где есть истории протестного голосования. Между тем, на ЕДГ-2025 сейчас выходят и первые, и вторые.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что нынешняя ситуация в регионах, где проходит ЕДГ-2025, отличается от той, что была там во время предыдущего выборного цикла. «Даже если где-то и есть протестные настроения, то одно дело протесты в 2020-м, и совсем другое – в 2025-м. Сейчас наблюдается «консолидация вокруг флага» даже среди колеблющихся избирателей, а не только провластных, возможности оппозиционных партий ограничены. Поэтому вряд ли те или иные конкретные региона так уж сильно нуждаются в ДЭГ. Скорее «электронизация выборов» стала общим процессом для страны, который в том числе связан и с превращением избирательных кампаний в референдумы. «Конечно, это сами регионы формально запросили ДЭГ, но большую роль здесь все же играет не политический, а технологический фактор. У кого есть возможности для того, чтобы провести цифровые выборы, а у кого-то их пока нет», – подчеркнул Макаркин.Он настаивает, что если для политтехнологов и администраторов совмещенные выборы всегда проще одиночных, поскольку можно выстроить единую рамочную кампанию, «представив губернатора к качестве паровоза», то вот для исполнителей, читай – админресурса как такового, совмещенные кампании – это серьезная нагрузка. Что же касается ДЭГ, то тот повышает явку лояльного власти электората, то есть помощь от этой системы скорее опосредованная. А общая цель прогона регионов через ДЭГ – это вызвать привыкание избирателя к данному политическому инструменту. «Поэтому ДЭГ дают регионам не столько, как говорится, по просьбам трудящихся, сколько во исполнение установок власти. Хотя, конечно, при полном одобрении данного процесса этими самыми трудящимися», – пошутил Макаркин.