0
1227
Газета Регионы России Интернет-версия

08.02.2001 00:00:00

Европа поддержала Москву в Чечне

Тэги: ПАСЕ, Чечня


ПАСЕ, Чечня

-Абдул-Хаким Ахмедович, в чем, на ваш взгляд, причина коренного изменения позиции европейских парламентариев по чеченской проблеме?

- Решение ПАСЕ стало результатом огромной работы, проведенной российской стороной. Это прежде всего постоянное взаимодействие со своими европейскими коллегами комитета Госдумы РФ по международным делам, дипломатическое мастерство и усилия руководителя нашей делегации Дмитрия Рогозина и беспрецедентная транспорентность деятельности бюро Владимира Каламанова, напрямую санкционированная президентом страны. Сыграли свою определяющую роль критические оценки и конструктивные рекомендации исполнительной власти со стороны комиссии Госдумы по Чечне, открытый характер ее деятельности. И, наконец, очевидное реальное продвижение по реализации многих рекомендаций предыдущей сессии ПАСЕ, в наличии которого докладчики ассамблеи лорд Фрэнк Джадд (Великобритания) и доктор Рудольф Биндиг (ФРГ) смогли убедиться в ходе инспекционной поездки на Северный Кавказ. Несомненно, с удовлетворением было воспринято решение президента РФ, принятое за три дня до обсуждения в ПАСЕ чеченского вопроса, о выводе из Чечни избыточной части федеральных сил, а следовательно, сужения самой основы нарушений прав человека, объективно порождаемых любой армией как в условиях боевых действий, так и при завершении их активной фазы.

- Вы сопровождали делегацию ПАСЕ в поездке на Северный Кавказ. Каковы ваши впечатления от поездки?

- Надо признать, что в ходе поездки делегация выявила отсутствие прогресса по устранению ряда нарушений и недостатков, отмеченных в сентябрьской, прошлого года, резолюции ПАСЕ. Это, во-первых, ничтожно малое количество возбужденных и расследованных Военной прокуратурой уголовных дел против военнослужащих федеральных сил, совершивших военные преступления и другие правонарушения по отношению к гражданскому населению. Во-вторых, незаконные действия на контрольно-пропускных пунктах, в частности вымогательство, аресты и задержания. В-третьих, констатируемое в докладе Каламанова "растущее изо дня в день количество жалоб, заявлений граждан о безвестном исчезновении их родственников, знакомых, соседей, а также письменных обращений глав местных администраций городов, районов и сел Чеченской Республики после так называемых "зачисток"┘". Причем в этом докладе впервые дано официальное определение понятия "зачистка" (проверка паспортного режима), которая, "как правило, представляет собой блокирование населенного пункта с последующими повальными несанкционированными в установленном порядке обысками в отсутствии понятых, без составления каких-либо документов". В результате к спецпредставителю поступает большое количество заявлений о фактах незаконных задержаний, кражах личного имущества граждан, исчезновении людей. Другое дело, что из этого не делается секрета от Совета Европы, в распоряжение которого передан список из 462 без вести пропавших жителей Чечни. Неслучайно в отдельном пункте январской резолюции ПАСЕ особо подчеркивается, что деятельность бюро Каламанова, в котором работают три эксперта Совета Европы, оказывает позитивное воздействие на состояние прав человека. К наиболее позитивному моменту можно отнести существенный прогресс в восстановлении судебной системы Чечни, а также создание службы судебных приставов.

- В чем принципиальное отличие сентябрьской и январской резолюций ПАСЕ?

- Если внимательно изучить сентябрьскую резолюцию ПАСЕ, нельзя не заметить принципиальное противоречие, заложенное в текст ее рекомендаций. С одной стороны, призывы, обращенные к федеральной власти, например о восстановлении судебной системы и ускорении выдачи документов, удостоверяющих личность, базировались на признании ее суверенитета над территорией Чечни. С другой стороны, ассамблея, призывая "ускорить поиски политического решения конфликта, в частности путем переговоров без предварительных условий с чеченскими гражданскими руководителями и военным командованием", выводила стороны конфликта в "хасавюртовскую" плоскость международного (межгосударственного) права. Европейским парламентариям в ходе поездки в Чечню, консультаций и дискуссий в кулуарах ассамблеи была доказана бесперспективность и контрпродуктивность такой постановки вопроса. Во-первых, призыв к переговорам без предварительных условий, по сути, означает навязывание реакционной формулы хасавюртовского перемирия, закончившегося вторжением незаконных вооруженных формирований в Дагестан. Во-вторых, фундаментальным свидетельством нарушения прав человека в любой стране или ее части является отсутствие или ограничение деятельности законодательного и представительного органа власти, волюнтаристское изменения формы правления и/или судебной власти, в полной мере имевшее место в Ичкерии и выразившееся, в частности, в введении псевдоисламского правления и судопроизводства. В-третьих, легитимность масхадовских органов власти, всецело базировавшаяся на хасавюртовских договоренностях, выборах 1997 года и Договоре о мире, полностью утрачена после вооруженного вторжения в Дагестан. В этом контексте лорд Джадд и доктор Биндиг как политики европейского масштаба не могли не оценить степень ответственности ПАСЕ за возможные последствия от дальнейшего педалирования вопроса о политических переговорах без предварительных условий, вольно или невольно провоцирующих проведение диверсионно-террористических актов по типу "буденновского". Ибо сам факт проведения такого теракта и тем более вынужденное удовлетворение требований тоталитарно-экстремистских сил о начале "переговоров" привели бы к необратимым политическим последствиям в России, непоправимому урону безопасности европейских государств, открытию шлюзов для принципиально новых вызовов и угроз международному миру и безопасности, способных превратить в ад жизнь сотен миллионов людей. В итоге, и в этом главное политическое достижение группы Рогозина, январская резолюция ПАСЕ не воспроизводит сентябрьский призыв о начале политических переговоров, и это - свидетельство радикального перелома в оценках политики Владимира Путина на Северном Кавказе. Резолюция относит к позитивным изменениям, в частности, "движение в направлении создания российскими властями институтов государственной власти в Чеченской Республике, в работу которых все шире вовлекаются сами чеченцы". Следовательно, констатируется: непосредственное формирование Путиным институтов власти стало не только реализацией конституционной, но и международно-правовой обязанности федерального Центра.

- Получается, что российская сторона убедила своих коллег в ПАСЕ в отсутствии в действиях незаконных вооруженных формирований признаков так называемой национально-освободительной борьбы.

- Именно так. Наряду с чеченскими подразделениями, втянутыми безответственными руководителями Ичкерии в вооруженную борьбу с федеральным Центром под сепаратистскими лозунгами, федеральным силам противостоят организованные диверсионно-террористические формирования международных тоталитарно-экстремистских сил - сил агрессии не только против члена Совета Безопасности ООН, но самих устоев европейской цивилизации. Разграничение между собственно "чеченскими бойцами" и иностранными диверсионно-террористическими группами имеет принципиальное значение для определения реального круга сил, с которыми посредством кадыровской администрации должен быть начат реальный диалог об условиях прекращения вооруженной борьбы с российскими властями.

- Что же теперь понимается под политическим решением конфликта?

- Во всяком случае, уже в ходе инспекционной поездки докладчиков ПАСЕ было достигнуто понимание, что призыв "ускорить поиск политического решения конфликта" должен трансформироваться в рекомендацию по скорейшему формированию наряду с администрацией Чечни полноценного органа представительной власти - школы парламентаризма, включающего в себя наиболее известных представителей всех слоев и групп многонационального населения республики, в том числе часть депутатов, избранных в 1997 году. Кстати, эта позиция нашей комиссии была сформулирована еще в июне 2000 года. В этой связи подчеркну, что образование указом президента РФ в составе предпарламента Чечни (именуемого, например, Госсоветом или Палатой представителей) Конституционного собрания республики и стало бы высшей формой политического диалога по выработке впервые формализованного внутричеченского общественного договора как по определению формы правления (президентской или парламентской), так и по политико-экономическому статусу Чечни. В этом смысле лорд Джадд и Владимир Путин могли бы стать отцами чеченского парламентаризма, а формирование представительного органа власти явилось бы превентивной антитеррористической технологией, исключающей проведение терактов с политическими требованиями. Позволю себе привести полностью соответствующее положение резолюции: "признавая, что условия для убедительных демократических выборов в Чеченской Республике все еще отсутствуют, Ассамблея призывает российские власти незамедлительно предпринять промежуточные шаги, такие как создание консультативного органа, состоящего из авторитетных чеченских лидеров, призванного способствовать национальному примирению и занимающегося подготовкой будущего статуса самоуправления Чеченской Республики".

- Как дальше будет строиться сотрудничество ПАСЕ и Госдумы?

- На смену менторскому тону и бесперспективным санкциям в отношении парламента великой державы пришло понимание большей эффективности постоянного взаимодействия и сотрудничества по утверждению принципов и целей Совета Европы не только в Страсбурге, но и в стенах Думы. Именно в Думе на парламентских слушаниях, организованных комиссией Александра Ткачева за 7 дней до предыдущей сессии ПАСЕ, были недвусмысленно осуждены нарушения прав человека в Чечне. Ассамблея недвусмысленно подтвердила свою решимость присоединиться к российским парламентариям в их усилиях по выполнению рекомендаций сентябрьских слушаний в Госдуме. Принято решение об образовании совместной рабочей группы, включающей по крайней мере восемь представителей Госдумы, в том числе председателя комиссии по Чечне. Существенным этапом этой рабоы станет проведение выездных парламентских слушаний в Южном федеральном округе в конце марта этого года.

- Как вы думаете, что в связи с решением ПАСЕ может предпринять российское руководство и лично Владимир Путин?

- Ассамблея, подчеркивая, что без политического решения, приемлемого для большинства народа Чечни, прочная стабильность в республике невозможна, по сути, призывает президента дать твердые, недвусмысленные и публичные заверения, что народ Чечни сможет свободно выбирать подотчетных ему политических представителей. Для реализации этого призыва президенту страны достаточно было бы издать указ "О политическом урегулировании кризиса в Чеченской Республике". В преамбуле указа можно было бы привести соответствующие положения Конституции РФ, в частности п.3. ст.3, гласящий, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. В постановляющей же части этого акта следовало бы оговорить положение о формировании представительного органа народа Чечни до создания условий для проведения убедительных демократических выборов.

- Как соотнести поддержку усилий президента РФ по разрешению чеченского кризиса и беспокойство ПАСЕ увеличением полномочий, представляемых ФСБ в Чеченской Республике?

- Я думаю, это отголоски времен холодной войны, когда на Западе от деятельности КГБ ничего хорошего не ждали. Во всяком случае, решение о передаче руководства контртеррористической операцией в Чечне директору ФСБ Николаю Патрушеву полностью укладывается в рекомендацию сентябрьской резолюции ассамблеи о сокращении масштабов операций по обеспечению порядка в Чечне до уровня, абсолютно необходимого для защиты федеральных сил, местных властей и населения. Учитывая, что действия армии и МВД подвергались ПАСЕ жесточайшей критике, других структур по обеспечению правопорядка кроме спецслужбы - ФСБ - в России, впрочем, как и в любой другой стране, попросту нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
737
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
909
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
725
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
861

Другие новости