0
3328
Газета Регионы России Интернет-версия

29.04.2002 00:00:00

Работа в еврейской общине - не только читать молитвы

Тэги: башкортоста, кричевский, раввин, еврей, община


- Что изменилось в общине с января 2000 года? Или, как принято считать у евреев, с 5760 года от сотворения мира?

- До совершенства еще далеко, ибо ему, как известно, нет пределов, однако кое-чего добиться удалось. Моей главной надеждой было и остается создание сильной еврейской общины, оказание помощи людям на протяжении всей их жизни - от рождения, совершеннолетия, бракосочетания и до смерти. Так, чтобы и в Башкортостане можно было родиться, жить и умереть евреем. Вначале, бывало, руки опускались - столько предстояло сделать. Однако у меня перед глазами стоял образец: еврейская община Москвы, где раввин - мой хороший друг. Он тоже не родился в тех местах, а приехал в город в 1990 году, когда там не было практически ничего, что объединяло бы евреев на основе их традиций. Как раз в те годы эмиграция приняла самые внушительные размеры: выезду уже не препятствовали, а порой и подталкивали тем или иным способом. Жизнь меж тем стремительно теряла привычные измерения, многое начинало беспокоить и даже пугать. Раввин Лазар совершил настоящую революцию в общине: организовал школу для девочек, колледж для мальчиков, ешиву, дом престарелых, столовую для бедных на тысячу человек. В Уфе, да и во всем Башкортостане евреев меньше, чем в Москве. Но все же и здесь мы открыли воскресную школу, детский сад с кошерным питанием, серьезно переоборудовали культурный центр, навели порядок на кладбище. Устраиваются летние лагеря для детей и подростков с вожатыми из Израиля. Я не говорю уже о разнообразных культурных мероприятиях: концертах еврейской музыки, фестивалях книги. В жизни общины постепенно появляются новые краски.

- Есть ли такое, что не сможет осуществиться никогда?

- Безнадежных вещей, думаю, нет. Все удается или удастся рано или поздно. Конечно, хотелось бы, чтобы многое получалось быстрее и аккуратнее.

- В чем вы видите главное препятствие?

- В бюрократизме, конечно. Но бюрократия - она и в Израиле, и во всем мире бюрократия, не думайте, что где-то легко от нее отделаться. Прежде всего досадно то, что создается ненужная волокита. Порой какой-нибудь микроскопический кабинетик задерживает важное дело, а обратишься выше, порой на самый верх - там охотно идут навстречу, не считают твои нужды досадной помехой. Сегодня для нас самый большой вопрос - открытие ежедневной школы. У меня есть все основания надеяться, что власти республики и эту проблему помогут решить, причем таким образом, чтобы устроить все заинтересованные стороны. Тем более что подобные школы есть во многих городах России.

- Не секрет, что в разных российских регионах и у властей, и у населения отношение к инородцам и иноверцам, скажем так, неоднозначное.

- Понимаю вашу мысль. Разброс на самом деле велик. Например, у мэра Москвы, я знаю, нет предрассудков на сей счет: он нередко появлялся вместе с нами на еврейских праздниках, как-то раз даже надел кипу. Но Москва - огромный город, она не уступает по размерам многим государствам Европы, а Израиль даже превосходит, и там столько всего намешано. Сейчас вот объявились какие-то скинхеды, устраивают форменные погромы, и милиция, говорят, часто остается равнодушной к их выходкам. Но, к чести президента Путина, он обратил внимание на эту проблему. А, скажем, бывшего кубанского губернатора Кондратенко любой еврей знает как "непримиримого борца с сионистской угрозой". А где он мог найти хотя бы намек на эту угрозу, если на 4,5 миллиона населения в крае евреев осталось каких то две-три тысячи? Не зря же Кондратенко подстраховался еще много лет назад, заявив, что, мол, сионизм это не национальность, сионистом, по его убеждению, может быть и русский. Потом выяснилось, что эти громкие речи служили подготовительным этапом для наступления совсем на других "инородцев" - кавказцев. На армян, турок-месхетинцев. Теперь администрация его преемника устраивает показательные депортации неугодных по национальному признаку. По-моему, такова общая тенденция: у людей, чьи семьи не заботились об их духовном воспитании, а сами они не потрудились овладеть какими-нибудь полезными умениями, болезненное ощущение собственной неполноценности выливается в мнимое национальное превосходство. Тогда они начинают искать врага, который якобы лишил их всего. Но, по моим наблюдениям, в России "образ врага" у таких людей все больше смещается от евреев к тем же кавказцам, выходцам с Ближнего Востока, вообще "черным". Слишком много евреев за последние годы уехали в Израиль, и миф о страшном жиде теряет актуальность: его начинают заменять на тех, кто ближе и доступнее. Этот принцип представляется достаточно всеобщим.

- Например, в Польше евреев почти не осталось, а настроения антисемитизма там довольно распространены.

- А кого еще польским скинхедам (или как их там называют) вы порекомендуете на роль врага? Собственных этнических меньшинств в Польше фактически нет, религиозных совсем мало, да и представители южных народов туда ездят не так уж часто. Неприятие "имперских начал" старой России, а затем СССР лежит совсем в другой плоскости национальной психологии. Вот и остается тамошним неприкаянным подпитывать в себе эхо давней истории, а одновременно встраиваться в новый европейский мир с его более продвинутой системой взаимоотношений. Проблемы здесь во многом те же самые, что у новых государств, образовавшихся на месте Советского Союза. Прежний строй ставил во главу угла "массового человека", всех причесывал под одну гребенку. Теперь нужно приспосабливаться к либеральному образу жизни с его разноголосицей понятий, обычаев и вер. Реакция на эти перемены может быть очень болезненной.

- Для религиозного лидера, не так давно приехавшего из далекой страны, вы хорошо ориентируетесь в текущей политике России и ее окружения...

- Вспомните парочку еврейских анекдотов - они же о чем в основном рассказывают? Там раввин постоянно разъясняет что-нибудь то одному, то другому из единоверцев, а вопросы на него могут сыпаться самые неожиданные. А самое главное, он должен стараться, чтобы евреям его общины было хорошо и в духовном, и в материальном плане. Если человеку тяжело живется материально, то ему и духовно плохо. Значит, если у евреев житейские проблемы, раввин не имеет права сидеть сложа руки и говорить, что его работа - только читать молитвы. Защищая интересы людей, он должен идти и к бизнесменам, и к политикам.

- А как сами евреи ощущают свою избранность?

- Мы были первым в истории человечества народом, который поднялся в защиту своего права верить в единого Бога. Евреи предпочитали умереть, но не отречься от своей веры. Иудаизм - единственная из мировых религий монотеизма, которая не признает миссионерства. Здесь нет такого, что, мол, я тебя научу любить то, что дорого мне самому, а не захочешь, так заставлю. Однако любой человек вправе принять нашу веру по доброй воле. При одном лишь условии: если он сознательно и добровольно соглашается жить по законам Торы. Для подобных случаев даже предусмотрен особый обряд: раввины трижды как бы отговаривают прозелита от его решения, спрашивая вновь и вновь, хорошо ли он подумал.

- Может быть, евреев не любят как раз за эту сторону их "непохожести"?

- Далеко не везде.

- В таком случае как к вашей деятельности, к вашей общине относятся жители и власти Башкортостана? Встречаете ли вы препятствия психологического характера?

- Если вы имеете в виду антисемитизм, то в этом отношении Башкортостан, по-моему, самый благополучный регион России. То же касается и шовинизма как такового: здесь эти проявления не правило, а исключение. Несмотря на то, что именно здесь все могло бы быть совсем по-другому. Не стоит мне пересказывать человеку, чья профессия - информация, что переживает в наши дни Израиль, как его противники используют догматы религии в политических целях. Большинство жителей Башкортостана, я думаю, выросли в мусульманских традициях, в их общине, как и нашей, сейчас возрождаются религиозные начала. Но здесь ислам - совсем не то, что у моджахедов и "Талибана". Это открытое, глубоко терпимое, дружелюбное мировоззрение. За два с лишним года, что я здесь, ни разу не пришлось столкнуться с экстремизмом. И это результат продуманной политики республиканских властей.

- Может быть, сыграла свою роль память о географической близости к одному из средневековых центров иудаизма - Хазарии?

- Может, и так. Но эта память, как писал русский поэт, дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Куда важнее, я считаю, сегодняшний психологический климат в республике, та взвешенная национальная политика, которую ведет президент Рахимов. Он не раз помогал нашей общине словом и делом.

- Какую принципиальную установку вы даете евреям республики: оставаться здесь или воссоединиться с народом на исторической родине?

- Принципиальную установку для всех, как вы выразились, я могу давать лишь одну: быть хорошими евреями. Остальное каждый решает сам для себя. Однозначного ответа нет и быть не может. Традиционное пожелание друг другу: "На будущий год - в Иерусалиме" - вовсе не приказ людского или высшего авторитета делать, как велено. Я бы сказал так: всюду, где мы, евреи, можем жить полноценной жизнью в своей общине и в согласии с традициями, там наша Родина, наш Израиль. Но только наличия евреев, как я уже говорил, недостаточно, важны именно возможности. В Башкортостане условия вполне позволяют. И, я еще раз повторюсь, терпимость друг к другу, уважение и отзывчивость в Башкортостане - это реальная повседневная картина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
745
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
917
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
730
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
871

Другие новости