0
1621
Газета Спецслужбы Интернет-версия

11.05.2001 00:00:00

Частное дело ЦРУ

Тэги: януцци, лойб, хансен, цру


Подоплека

Трагическая гибель Рика Януцци больше обсуждалась в российской прессе, нежели американской. Эта история вообще могла остаться в тайне, если бы не обозреватель газеты "Вашингтон пост" Вернон Лойб, имеющий надежные источники информации в разведывательном сообществе США, Белом доме и конгрессе. Его статьи, освещающие деятельность ЦРУ, во многом уникальны, будь то новые данные по делу арестованного 18 февраля сотрудника ФБР Роберта Хансена или подробности ведущейся сейчас американской контрразведкой "охоты на кротов". Однако сообщение Лойба о смерти 46-летнего Януцци, помещенное 6 апреля на 19-й полосе "Вашингтон пост", было единичным. Поэтому оно требует дополнительного комментария - тем более что в американских СМИ эта тема стала почти запретной. Во-первых, некоторые авторы без достаточных оснований связывают этот инцидент с "делом Хансена". Во-вторых, в ряде публикаций неверно указаны последняя должность Януцци и специфика его деятельности в разведке. В-третьих, причина гибели окончательно не установлена, и следствие продолжается.

Конечно, результаты этого расследования могут оказаться засекреченными, и тогда журналисты начнут выстраивать гипотезы. Пока со слов Вернона Лойба известно лишь то, что полиция констатировала факт гибели в результате удушья. Тело Януцци было найдено бездыханным членами его семьи в его доме около трех часов дня 3 апреля. Со ссылкой на представителей ЦРУ Лойб добавляет: это "очевидное самоубийство". Неизвестно, что именно подтолкнуло журналиста к такому выводу. Отсутствие подробностей породило и версии убийства. Нельзя исключать и вероятности несчастного случая.

Как представляется, сейчас важно не упустить из виду главное. Рик Януцци был сотрудником одной из самых засекреченных структур в спецслужбах США - Национального совета по разведке. Ранее он создавал и руководил в ЦРУ группой по внедрению достижений частного сектора американской промышленности в практику работы Директората научно-технической разведки (НТР). Отвечая за инновационные операции, Рик Януцци внес свою заметную лепту в процесс оснащения "шпионского ведомства" новейшими информационными технологиями (ИТ). Вот почему директор ЦРУ Джордж Тенет назвал гибель этого талантливого специалиста и всеми уважаемого человека "огромной потерей".

В этой драме независимо от ее истинных причин отразилась вся глубина раскола между реформаторами и консерваторами в самом Лэнгли, в сообществе спецслужб и на политическом олимпе Вашингтона. Научная революция в области информатики, на острие которой, как он сам говорил, старался удержать ЦРУ Рик Януцци, предполагает отход от мышления холодной войны, меньшую засекреченность, большее взаимодействие с технологическим сообществом, научным миром и частным бизнесом. Можно представить, что такая "разумная открытость" в корне противоречит тенденции к возврату американской разведки в прошлое - когда ЦРУ делало упор на ведение тайных операций, нередко с использованием специальных боевых формирований. По мнению ряда экспертов, если Януцци вправду покончил с собой, то его поступок имеет символический подтекст.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ

Рик Януцци окончил университет Бриджпорт с дипломом бакалавра по физической науке. Позднее он получил ученую степень в области права в Джорджтаунском университете. На стыке этих двух профессий складывалась карьера Януцци в ЦРУ, где он работал с 1977 г. Вопреки некоторым версиям прессы в его функции не входило участие в шпионских операциях по добыче "ядерных секретов" или контролю за нераспространением оружия. Другое дело, как специалист Директората НТР он имел доступ к секретной информации из других директоратов, например о новейших технологических разработках за рубежом. Известно, что тайными операциями ЦРУ занимается Оперативный директорат, а сбором сведений, их учетом и анализом - Директорат информации (более полное название - Директорат информационно-аналитической разведки).

Поначалу Януцци занимался анализом потребностей службы НТР в разведданных по вооружениям и телеметрии. Далее его все чаще выдвигали на руководящие посты вплоть до последней занимаемой им должности - заместителя начальника Отдела стратегических и ядерных программ (СЯП) Национального совета по разведке (НСР). В этот совет, который сейчас возглавляет Джон Гэннон, откомандированы представители полутора десятков американских спецслужб. Последние три года шефом отдела СЯП являлся Роберт Уэлпол, прежде руководивший Центром по контролю за нераспространением ядерных и ракетных технологий Директората информации ЦРУ. Судя по названию его должности, Януцци был "вторым человеком" от ЦРУ в подразделении НСР, где решались вопросы финансирования деятельности разведслужб, включая выделение средств на новые разработки и исследования.

Некоторое время Рик Януцци прослужил исполнительным секретарем в аппарате директора ЦРУ и представителем шефа Лэнгли в отделе Белого дома по науке. Такая близость к руководству страны объяснялась авторитетом Януцци в разведке, среди ученых и интеллектуалов в аппарате президента. Кроме того, он был известен как автор открытых публикаций. В память о Рике Януцци одна из его последних статей в журнале по военной разведке "Defense Intelligence Journal" выставлена на интернетовском сайте ЦРУ.

"Как ведомство, работа которого базируется на информации, ЦРУ должно быть на острие информационных технологий, - писал Януцци, - для того чтобы успешно выдерживать конкуренцию и обеспечивать потребителей своевременной и качественной аналитической продукцией". В статье даются примеры из истории американской разведки, когда ЦРУ совместно с правительством содействовали внедрению в практику новых технических решений. Так появились самолеты-разведчики U-2 и SR-71, космические разведывательные спутники серии "Corona". Позднее с появлением Интернета в структурах Пентагона было создано Управление перспективных исследовательских разработок.

К началу 1990-х гг., как отмечал в своей публикации Януцци, особенно бурно начали развиваться информационные технологии в частном секторе экономики. Рыночные законы способствовали "утечке" капиталов и интеллекта туда, где можно получить наибольшие доходы. В отличие, скажем, от гибких в управлении предприятий микроэлектроники в Силиконовой Долине, ЦРУ слабо представляло свои потребности в развитии ИТ, оставаясь на уровне подходов "старых" частных корпораций времен холодной войны. Информационная революция ставила перед управлением все новые задачи, особенно в сфере тайных шпионских операций и переработки огромного массива данных из открытых источников.

По мнению Януцци, в 90-е гг. перед разведкой возникла проблема адекватного ответа на технологический вызов не только со стороны фирм зарубежных стран, но в первую очередь со стороны транснациональных структур. Перед лицом этих жестких реалий руководство ЦРУ в начале 1998 г. приняло стратегическое решение. В эпоху Интернета Лэнгли не могло больше конкурировать в области ИТ с частным бизнесом. Ключ к решению проблемы был найден: чтобы получить быстрый и широкий доступ к новейшим технологиям, ЦРУ должно было проявить себя не только заказчиком, покупателем ИТ, но и "продавцом" некоторых своих интеллектуальных разработок в области информатики и менеджмента.

В значительной мере такой подход стал для разведки вынужденным, но иначе бы технологическое отставание еще более увеличилось. В рамках ЦРУ была создана засекреченная "корпорация" - собственная внедренческая структура коммерческого типа. Она могла ставить перед фирмами Силиконовой Долины интересные задачи и обеспечивать частный сектор заказами. Одной из таких "секретных лабораторий" явилось новое подразделение In-Q-Tel.

СРЕДОТОЧИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Образованная в составе Директората НТР, "корпорация" In-Q-Tel, конечно, формально имеет некоммерческий статус. Но действует, сообразуясь с законами рынка, для обеспечения Лэнгли всем арсеналом критически важных ИТ. В названии этой структуры зашифрованы слова "инновации", "качество" и "телекоммуникации". Некоторые эксперты усматривают здесь также своего рода скрытый намек на высокий уровень интеллекта (IQ). Связующим звеном между "корпорацией" и остальными подразделениями ЦРУ является Центр поисковых систем (QIC).

В конце сентября 1999 г. ряд крупных газет США и программы новостей ТВ отметили новые тенденции, обычно с трудом внедряемые в работу секретных ведомств. Пресса делала комплименты ЦРУ за открытость и поощрение творческих подходов. Внимание журналистов было привлечено к небольшой корпорации в Вашингтоне, которая заявила о своем намерении "обеспечить ЦРУ всеми достижениями в сфере информационных технологий и возможностями их применения". Так появилось подразделение In-Q-Tel. Его первым шефом стал менеджер Джилман Луи. Идея принадлежала тогдашнему руководителю директората НТР доктору наук Руфь Дэвид.

Для Лэнгли это означало сделать радикальный шаг в сторону от привычных схем. Весьма любопытно, что пробивали новую инициативу две женщины, занимавшие руководящие посты не в бюрократическом аппарате, а именно в Директорате научно-технической разведки. Руфь Дэвид и ее заместитель Джоанн Исхэм, которая сейчас является заместителем Тенета по НТР и возглавляет директорат, первыми осознали необходимость "информационной революции" в технологическом оснащении ЦРУ. Приказом Джорджа Тенета внедрение ИТ попало в список приоритетов работы Лэнгли. Установление партнерских отношений с частным бизнесом соединило усилия инвесторов с разработками по добыванию и анализу развединформации.

Подготовка к созданию Центра поисковых систем шла с лета 1998 г., для чего потребовалось участие юристов и служб безопасности. Уже к февралю 99-го правовая основа для "корпорации" внутри ЦРУ была полностью обоснована и согласована. В подготовке решений участвовал также бывший менеджер известной фирмы "Локхид-Мартин" Норман Огюстин, имевший тесные многолетние контакты с министерством обороны. Первым руководителем отдела деловых операций In-Q-Tel был Рик Януцци.

С одной стороны, эта история лишний раз напоминает об огромных масштабах деятельности ЦРУ в сборе шпионской информации через Интернет, а также посредством иных новейших технологий. С другой - дело считается настолько болезненным для Лэнгли, что драму жизни и смерти Рика Януцци разведка стремится публично не обсуждать. Тем более что по одному из вариантов реформирования системы национальной безопасности США предполагается сократить аппарат НСР и забрать от него ряд функций по планированию и координации разведывательных программ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
366
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
366
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
426
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
558

Другие новости