Фото Reuters
В XXI веке отношение к европейским королевским семьям и самому институту монархии, тысячелетия определявшему ход истории континента, незаметно претерпело радикальные изменения. В глазах своих подданных короли и их родственники, оставаясь символами преемственности исторических традиций, больше не являются неприкосновенными особами. «Помазанник божий», а уж тем более его родные не стоят ни вне критики, ни вне закона. Они теперь – самые обычные люди, пусть и с необычным статусом, которые так же, как все, должны отвечать за свои действия. Об этом напомнил начавшийся 3 февраля в Осло громкий уголовный процесс.
Cын наследной принцессы Норвегии Метте-Марит 29-летний Мариус Борг Хёйби предстал перед судом по 38 обвинениям. Среди них изнасилование четырех женщин и их незаконная съемка, домашнее насилие над бывшей партнершей и многочисленные нарушения правил дорожного движения. В случае если суд признает его виновным, Хёйби может отправиться за решетку на 16 лет. Ожидается, что судебный процесс продлится до 19 марта. До начала весны обвиняемый будет находиться под стражей. Так полиция хочет не допустить совершения «повторного преступления»: 1 февраля его арестовали по обвинению в нанесении телесных повреждений, угрозах ножом и нарушении условий судебного ордера.
На первом заседании Хёйби признал вину в нарушении правил дорожного движения: превышении скорости и вождении без прав. Он также подтвердил, что в 2020 году перевозил 3,5 кг марихуаны. Обвинения в изнасиловании Хёйби отверг, частично признавшись только в угрозах, оскорблениях, небезопасном поведении (это когда он приехал к одной из пострадавших домой и громил мебель). Отрицал подсудимый и то, что бил руками и ногами, душил и оскорблял свою девушку, с которой встречался с 2022 по 2023 год.
Формально Хёйби не является членом королевской семьи: Метте-Марит родила его до того, как сошлась с наследным принцем Хоконом и вышла замуж за него в 2001 году. Хёйби не имеет королевских титулов, официальных обязанностей и не может претендовать на норвежский престол. Тем не менее скандал, в который оказался втянут отпрыск кронпринцессы, рискует подпортить репутацию норвежской монархии. 3 февраля вместе с началом процесса над Хёйби прошло голосование в парламенте по вопросу о целесообразности сохранения монархии. 141 депутат проголосовал за сохранение нынешней формы правления, а 26 – за учреждение республики. Пока доверие к монархии обеспечивает популярность короля Харальда и принца Хокона. Вместе с сыном в опалу может попасть и сама Метте-Марит. Согласно новым опубликованным данным, она была лично знакома и вела активную переписку с педофилом Джеффри Эпштейном, осужденным за сутенерство и изнасилование.
С одной стороны, представители правящей четы стали кем-то вроде звезд Голливуда. За ними пристально следит пресса, и любое событие их личной жизни тут же становится достоянием общественности. До сих пор британцы обсуждают принцессу Диану и измены ее мужа короля Карла III, тогда еще известного как принц Чарльз. А обстоятельства смерти бывшей наследной принцессы в 1997 году не перестают быть предметом спекуляций.
В то же время к членам королевских семей предъявляют те же требования, что и к выборным политикам: безукоризненное соблюдение законодательства, профессионализм при выполнении своих обязанностей, своевременное реагирование на экономические и политические кризисы. И это при условии, что полномочия европейских монархов в настоящее время носят церемониальный характер.
Прошли времена, когда они сами карали и миловали, оставаясь неприкосновенными. Сейчас людям королевских кровей все сложнее избегать последствий своих проступков. Так, в 2025 году Эндрю Маунтбеттен-Виндзор, младший брат Карла III, перестал быть принцем. Это стало практически беспрецедентным случаем лишения титула представителей британской королевской семьи. В 1919 году титулов были лишены несколько членов германских аристократов, которые носили титулы британских герцогов и принцев. Тогда такое решение было принято в условиях Первой мировой войны. Эндрю же «черную метку» выдали из-за обвинения в изнасиловании 17-летней девушки. Свою вину он не признал, уголовное дело не было возбуждено. Все ограничилось гражданским иском и досудебным соглашением. Но Эндрю пришлось покинуть королевские апартаменты, распрощаться с титулом и безбедной жизнью за счет казны. Хотя он все еще теоретически имеет право стать королем, британские налогоплательщики его содержать не будут.
За советом, как прожить в этих новых для себя реалиях, Эндрю мог бы обратиться к бывшему испанскому королю Хуану Карлосу. Он смог избежать судебного преследования по делам о финансовых махинациях и изнасиловании, но вынужден был в 2014 году отказаться от престола. Хуан Карлос по решению своего сына, нового короля Испании Филиппа, лишился выплат из бюджета.
Несмотря на просчеты и скандалы, в которых то и дело мелькают имена членов королевских семей Европы, говорить о смене формы правления ни в одной из тамошних монархий не приходится. Опросы показывают, что датчане, шведы и норвежцы выступают за сохранение в их странах монархических институтов. Испанская корона пережила кризис, спровоцированный Карлосом. Если в 2018 году за переход к парламентской республике выступали 48% испанцев (против 35%), в 2024-м их доля сократилась до 32%. Сохранение же монархии поддержали почти 60% населения. Наиболее опасно положение британской короны. В 2023 году доля тех, кто считает ее сохранение «очень важным», упало до исторического минимума: 29%. За упразднение тогда выступили 25% британцев. Однако пока европейцы готовы прощать своим королям огромные траты государственных средств и скандалы, апеллируя к истории, национальному единству и преемственности.

