0
1273
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

28.07.2000 00:00:00

Комиссары в зеленых шлемах

Тэги: миротворчество, Чартерс, ООН


Перспективы

Миротворческие операции высокой интенсивности (МОВИ) стали практически единственной формой вмешательства многонациональных сил в локальные войны и другие конфликтные ситуации на планете. Старые методы "поддержания мира" уже не годятся, а новые требуют привлечения всего арсенала разведывательных данных, более широкого и разнообразного, нежели информация, которая традиционно имеет военное значение. Сложение усилий по добыванию сведений как тайными, так и открытыми методами является одним из ключей к успеху миротворческих операций. Тем не менее "новое лицо боевой операции" в будущем невозможно узреть, если не "покупать" развединформацию хотя бы у одной из воюющих сторон. Таковы некоторые из тезисов, предложенных Дэвидом Чартерсом на состоявшейся недавно в Вашингтоне международной конференции "Работа по открытым источникам. Совместное боевое планирование, невоенные операции и открытая разведка" (см. "НВО" # 22, 2000).

Профессор истории доктор Дэвид Чартерс является также директором Центра изучения конфликтов при университете в канадской провинции Нью-Брансуик.

Темы исследований включают политику борьбы с терроризмом, методику ведения специальных операций и разведки, проблемы миротворческих акций. В 1980 г. доктор Чартерс был одним из соучредителей Центра, а в 86-м стал его директором. Можно предположить, что его позиции во многом близки взглядам официальных кругов государств - членов НАТО.

Впрочем, читатели могут сами оценить концепцию этого крупного теоретика в сфере конфликтологии и разведанализа на основе приводимых ниже тезисов его выступления на конференции в Вашингтоне.

"Голубые береты" ООН и открытая разведка

Организация Объединенных Наций, по мнению Чартерса, является детищем холодной войны. ООН была особенно чувствительна к позициям обеих сверхдержав (США и СССР. - В.М.), а также новых государств, появляющихся на карте мира. В миротворческих операциях под эгидой ООН особое внимание уделялось открытой разведке (или РОИ). Поскольку глава 6 Устава организации требует согласия на применение силы от законного руководства страны, где проводится данная акция, то в соответствии с требованиями "прозрачности" и военные операции, и необходимый для их подготовки сбор разведданных должны быть открытыми. В контексте холодной войны, однако, разведка воспринималась как нечто тайное, подрывное, и в ООН использовали термин "военная информация". Соответствующие этому мероприятия опирались главным образом на возможности РОИ.

На тактическом уровне, в полевых условиях информация собиралась "открыто" в буквальном смысле: визуальное наблюдение с использованием передвижных патрулей или стационарных постов, а также разрешенных для миротворцев авиационных дозоров; непосредственная связь и контакты с враждующими сторонами, с местным населением; использование "публичной" массовой информации, печатной документации. Более того, согласно статье 2(7) Устава ООН, запрещающей вмешательство во внутренние дела страны - члена организации, ограничен и перечень сведений, разрешенных для сбора и передачи. В основном миротворцы имели мандат на отслеживание передвижений или другой активности в действиях противостоящих сторон в зоне конфликта. Политическая деятельность, нарушения прав человека не представляли интереса для миротворческой миссии, а отсюда - их обходили своим вниманием ооновские разведчики. При этом возникали нелепые ситуации, как в Ираке в июле 1990 г., когда группа военных наблюдателей на линии прекращения огня в ирано-иракском конфликте лицезрела подготовку войск Багдада к вторжению в Кувейт. Но наблюдатели этим не интересовались: подобная активность была за пределами их мандата. Кроме того, Ирак пригрозил удалить миссию ООН, если она превысит свои полномочия.

Почти такой же была картина и в нью-йоркской штаб-квартире ООН, на которую возлагалась ответственность за планирование, организацию и ведение миротворческих операций. Вплоть до окончания эры холодной войны там не использовали данные РОИ для стратегического анализа и планирования. Первым шагом в нужном направлении стало создание Отдела исследований и сбора информации в 1987 г., где стали использовать открытые источники. В 1993 г., учитывая критику со стороны командующих сил ООН, при департаменте миротворческих операций (ДМО) образован Ситуационный центр, а еще через год там появилось новое подразделение разведки и исследований. Оно состоит из профессиональных разведчиков, которые заняты в основном изучением данных РОИ, включая оперативную информацию в режиме "он-лайн" (с ленты телеграфных агентств). Секретные материалы, предоставляемые туда спецслужбами различных государств, привлекаются только в случаях отсутствия необходимых сведений по линии РОИ.

Конечно, одно дело - иметь такую информацию, и совсем другое - ее использовать. Так, имея заблаговременные данные РОИ накануне референдума по самоопределению в Восточном Тиморе, силы ООН не смогли предотвратить там вспышки насилия. Это указывает на явные просчеты миротворцев.

Новое лицо миротворчества

До относительно недавнего времени такой "традиционный" подход ООН к развединформации казался достаточным для выполнения поставленных перед миротворцами задач. Лишь операция в Конго в начале 1960-х годов заметно отличалась более тщательной разведкой. Обычно же ооновцы действовали в благоприятной среде, в условиях пониженной опасности и небольшого риска - как для миротворцев, так и для тех, кого они поддерживали.

Хаос войны в Восточном Тиморе явился новой разновидностью оперативной обстановки, где старые инструкции ООН не действовали. Это впервые обнаружилось на Балканах в начале 90-х, затем в Сомали и Руанде. Синдром "рухнувшего государства" отличается сложной политической демографией, слабым контролем местных властей над враждующими группировками, появлением все новых и новых претендующих на лидерство фракций, а также использованием приемов и средств информационной войны (ИВ). Это ведет к резкому ослаблению моральных ограничителей, порождает жестокость, разгул насилия, когда целые группы населения попадают в категорию врагов. Ситуация еще более ухудшается, когда государство лишено монополии на силовые структуры - военные формирования и силы безопасности дробятся на многочисленные, мелкие военизированные группы, руководимые безответственными фанатиками.

В таких неуправляемых ситуациях противоборствующими сторонами зачастую используется тактика "выжженной земли". Это война без правил, фронт без линии фронта, поле боя без каких-либо определенных очертаний. В таких условиях, когда даже обычное вооружение применяется в запрещенных формах, перед миротворцами встают серьезные проблемы. Прежде всего когда нет самого мира, который нужно поддерживать. А еще - когда нет согласия на присутствие и деятельность международных сил. Более того, имеются опасения, что некоторые группировки могут не признавать миротворцев в качестве нейтральной силы и даже активно противостоять им. Наконец, мандат и задача сил поддержания мира не исключают их более активной вовлеченности в конфликт.

При таком развитии обстановки сам термин "миротворчество" в целом приобретает иное качество. Вместо обычного наблюдения за стабильной, устойчивой линией прекращения огня силы поддержания мира могут заниматься охраной и распределением гуманитарной помощи, восстановлением разрушенной инфраструктуры, разоружением воюющих сторон, уничтожением или складированием их вооружений. Среди других специальных задач - налаживание деятельности гражданской администрации, ведение переговоров и посредничество между сторонами, а также ведение операций, характерных для спецслужб, в области внутренней безопасности. Последние включают недопущение массового протеста и беспорядков, производство оцепления, задержаний, досмотра на блокпостах, наблюдение за лицами, подозреваемыми в совершении военных преступлений, с их последующим арестом.

Поскольку такие действия совершаются в неблагоприятной, подчас враждебной среде, то миротворцы могут быть вовлечены в боевые действия - как для самообороны, так и для защиты других людей или выполнения поставленной задачи. В таких условиях понятие "миротворчество" в его обычном значении едва ли уместно. Подобные операции скорее носят черты антиповстанческих мероприятий. Это уже больше, чем просто акции миротворчества, но еще не принуждение к миру в полном объеме. Поэтому наиболее подходящим термином здесь мог бы стать МОВИ.

Требования к разведке

В напряженных конфликтах и сопутствующих им миротворческих операциях высокой интенсивности действует правило "знание - сила". Но это знание особого свойства, когда традиционные задачи по разведке, присущие военному планированию, для миротворцев являются недостаточными. Кроме того, здесь размываются границы между стратегической, оперативной и тактической разведкой.

Понимание сути конфликта и знание общей ситуации на стратегическом уровне является фундаментальным требованием при определении задач, которые предполагается решить путем миротворческой операции. Иначе операция сорвется, как это было в Сомали.

Задачи разведки на оперативном уровне определяются, во-первых, возможностями противоборствующих сторон вести боевые действия, а также их заявленными или скрытыми намерениями. Во-вторых, эти задачи дополняются "нетрадиционными" требованиями, набор которых зависит от конкретных условий - выявление уязвимых групп населения, включая представителей меньшинств и перемещенных лиц, а также активно действующих иностранцев, в том числе наемников или добровольцев и имеющихся среди них инструкторов и советников. Также необходимы знания в сфере пропаганды и ИВ.

Миротворцы общаются, изучают все слои местного населения, включая криминалитет, даже подпольных торговцев оружием и наркотиками. Такие контакты должны использоваться также и для прогнозирования обстановки.

Все упомянутые задачи по разведке, как правило, не требуют применения секретных оперативных методов (присущих спецслужбам) и вполне решаемы в рамках возможностей РОИ, поскольку "информационная революция" предоставляет в распоряжение сегодняшних миротворцев широкий набор открытых источников.

Возможности

Изменяющаяся природа конфликтов и миротворческих операций соответственно влияет и на подходы к информационному обеспечению. Открытая разведка все более эффективно использует богатую палитру электронных и печатных СМИ, сети Интернет. На основе мониторинга прессы выстраивается своего рода "система раннего предупреждения" о потенциальных, назревающих или уже идущих конфликтах. По данным РОИ ведутся анализ и прогноз развития событий на любой территории, планирование акций МОВИ. Наряду с военными факторами миротворцами все активнее используются рычаги "культурного" влияния.

Как и другие формы ведения разведки, РОИ сталкивается с проблемами нехватки источников информации, отсутствием надежных критериев ее оценки, нехваткой времени для сбора критически важных сведений. Это почти искусство - интерпретировать данные РОИ, комбинируя их с традиционными методиками.

Агентурная разведка, которая обычно ассоциируется с тайным шпионажем и незаконными методами, оказывается, может быть вполне легальной. Важно только "знать тех, кто знает". Аналитики, использующие методы РОИ, извлекут массу полезных сведений из рассказов беженцев и изгнанников, сотрудников неправительственных организаций, журналистов, бизнесменов, других путешественников, хорошо знакомых с конкретной страной, особенно научных работников. Каждый такой "открытый источник" может быть, опрошен, допрошен или подвергнут методичному собеседованию кем-либо из сотрудников разведки, который должен обладать хорошим знанием языка, страны, местных условий и уметь отличить правду от вымысла.

Войны, ведущиеся сегодня и могущие возникнуть в ближайшем будущем, ставят трудные вопросы перед теми, кто стремится их погасить или остановить. На смену обычным способам ведения войны приходят вооруженные столкновения между бандами и группировками, действующими жестокими методами. Именно профессионалам приходится наводить порядок там, где присутствуют вседозволенность, политический хаос, раздрай в обществе. Старые методы миротворчества уже не годятся, и место "голубых беретов" занимают "зеленые каски" под началом ООН, НАТО или других международных органов. Ведение МОВИ становится правилом в таких ситуациях. А это требует привлечения значительных разведывательных усилий.

Контроль, подавление вооруженного "беспредела" ставит нестандартные задачи перед разведкой, которая приобретает совершенно новое качество. Возрастает спрос на информацию скорее культурного, нежели военного свойства, и в этот процесс вовлекаются новые источники, обычно мало интересующие военную администрацию в зоне конфликта.

Делая такие выводы, канадский ученый замечает, что миротворцам следует быть лучшими торговцами, чем их конкуренты из какой-либо противоборствующей группировки. В заключение своего доклада он еще раз напоминает: открытая разведка не вытесняет, а дополняет военную и агентурную. Из этого слагается доминанта "разведывательной мощи" сил миротворцев, отражающая "новое лицо" боевых операций. Впрочем, миротворчество здесь подчинено другой цели. Нетрудно догадаться, какой именно, ибо ООН в теории Дэвида Чартерса присутствует как организация, юридический статус которой не выше НАТО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
762
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
866
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
743
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
607

Другие новости