0
1108
Газета Войны и конфликты Интернет-версия

20.05.2005 00:00:00

Армия подавила мятеж

Тэги: андижан, мятеж, узбекистан


В ночь с 13 на 14 мая в Узбекистане произошли трагические события, сопровождавшиеся массовой гибелью людей. В конфликте были активно задействованы подразделения национальных вооруженных сил, которые вели огонь как по бандитам, захватившим областной центр Андижан, так и по мирному населению.

Именно в разгар подавления "путча" появилось сообщение о совместных российско-узбекских маневрах, которые вот-вот должны начаться на территории республики. Поэтому с точки зрения анализа военная составляющая происшедшего представляется в двух плоскостях. Во-первых, это механизм задействования армии в условиях угрозы очередной цветной революции. И во-вторых, военно-политическое участие Москвы - в оказании определенной помощи Ташкенту. В этом смысле Узбекистан можно рассматривать как полигон при отработке задач в случае, если революция произойдет где-либо еще, скажем в Армении или Белоруссии.

Жесткие действия

Начало событий в Андижане (третий по величине город Узбекистана после Ташкента и Самарканда) многие аналитики поспешили расценить как старт новой цветной революции на постсоветском пространстве, подобной тем, что уже произошли в Киргизии, Грузии, на Украине. Центральная власть, однако, устояла, президент Ислам Каримов не смещен (как то было с Эдуардом Шеварднадзе), не удалился (как Леонид Кучма и претендент на украинский престол Виктор Янукович) и не бежал из страны (как Аскар Акаев). Более того, он тут же прилетел в мятежный город, чтобы лично принимать решения по обстановке. Опасность выхода ситуации из-под контроля оценил мгновенно: более чем 340-тысячный Андижан (447 км на восток от Ташкента) находится в Ферганской долине, рядом с Киргизией, где в конце марта произошла третья бархатная революция на просторах СНГ.

Ферганская долина всегда была огромной проблемой для республики - даже в советские годы. Здесь, по разным оценкам, проживает от трети до половины населения страны, то есть от 8 до 10 млн. человек (непосредственно в Андижанском районе - 2,3 млн. человек). Здесь самые высокие темпы прироста населения (почти 35 тыс. человек в год), царит массовая безработица, ощущается явная нехватка ресурсов, в первую очередь - земли и воды. Вряд ли забыл Каримов и ферганские, ошские волнения начала 90-х годов, которые разворачивались по похожему сценарию.

Из Андижана все эти дни поступали довольно противоречивые сообщения. Бесспорно одно - глава государства (он же верховный главнокомандующий) немедленно прибег к помощи вооруженных сил страны для быстрой локализации кризиса. Как очевидно и то, что армия, выполняя приказ, без сомнений открывала огонь по мирным жителям. Крови пролилось много: информагентства называли цифры от 200 до 500 убитых и до 2 тыс. раненых.

Представляется, что хронология ввода узбекской армии в "дело" выглядит следующим образом. Войска заранее сосредотачивались. Колонны узбекских военнослужащих и техники двигались к Андижану со стороны Ферганы (73 км) и Намангана (67 км): по тем дорогам это полутора-, двухчасовой переход. И в то время, как в ночь на 14 мая административные здания города были захвачены митингующими, к центральной площади стягивались войска. Они концентрировались на стадионе всего в 300 метрах от центра событий.

Открыли огонь "неизвестные" снайперы, расположившиеся на крышах (сразу вспоминается Москва кровавого октября 1993-го, когда подобные же стрелки палили с крыш по Белому дому с засевшими там политическими противниками Ельцина). Некие вооруженные люди напали на расположенный в двух километрах от тюрьмы военный городок, где расквартировано около 500 военнослужащих части быстрого реагирования национальных вооруженных сил. По рассказам местных жителей, многие солдаты бежали в город и просили у них помощи.

Боевики также пытались захватить здание ОВД и Службы национальной безопасности, однако эти усилия не увенчались успехом. После попытки вооруженного захвата военного городка в Андижан был направлен спецназ, который сумел взять воинскую часть под свой контроль.

По некоторым данным, среди окруживших мятежный город войск было распространено обращение "независимого оппонента режима в Узбекистане" Хазраткулы Худойберди под заголовком "Наступил час выбора!": "Всем гражданам Узбекистана! Работникам Службы национальной безопасности, Министерства внутренних дел! Солдаты, сержанты и офицеры Армии Узбекистана! Для вас, как и для каждого гражданина республики, наступил час принять единственно правильное решение. Вы должны перейти на сторону народа. Это надо делать срочно, сегодня..."

Но армия приняла свое "единственно правильное решение". Над городом начали барражировать боевые вертолеты. Прилегающие к тюрьме улицы были блокированы. Войсковой патруль на БТР, заметив скопление людей, открыл по ним огонь из крупнокалиберного пулемета. Сразу погибло несколько десятков человек. Была также задействована артиллерия, но к обстрелу митингующих прибегать не пришлось.

Каримов причислил захвативших администрацию в Андижане боевиков к ветви организации "Хизб ут-Тахрир", называемой также "Акромия". Они якобы вели с мобильных телефонов переговоры с Киргизией и Афганистаном. Лидеры "Акромии" от этих обвинений категорически открещиваются. Тем не менее именно на "Хизб ут-Тахрир" узбекский президент возложил ответственность за кровопролитие. Он заявил, что никто не отдавал войскам приказа открывать огонь по участникам митинга в Андижане.

Дальновидность главковерха

Примечательно, что во время развития кровавой драмы ни разу не прозвучал голос министра обороны Узбекистана Кадыра Гулямова (он, между прочим, физик по образованию). Поэтому представляется весьма сомнительным, что власть обнародует более или менее достоверные данные о жертвах "андижанского расстрела" и назовет виновных. Тем более что после подавления "путча" и "уборки" трупов именно армейские караулы, по сообщению одного из местных врачей, охраняли андижанскую школу # 15, куда жители города приходили для опознания тел своих родственников.

Узбекские власти еще задолго до революций в Грузии и Киргизии предприняли упреждающие меры, позаботившись об офицерах. Если средняя месячная зарплата в Узбекистане составляет 10 долларов, то офицера - от 120 долларов. Да и солдат-срочник получает здесь неплохо - 16 долларов в месяц. (Для сравнения: в Грузии "дореволюционная" средняя зарплата офицера не превышала 20-25 долларов, в Киргизии - 35-40 долларов).

Кстати, некоторые аналитики прочат скорую бархатную революцию и Белоруссии. Можно с большой долей вероятности говорить о том, что она там вряд ли состоится. С 2001 года президент Александр Лукашенко, пусть его и называют "диктатором", буквально вытащил армию и ВПК страны из того упадка, в котором они находились до 2001 года. Офицер там получает сегодня в 2,5, а то и в 3-4 раза больше, чем его коллега в России. "Армейскую ситуацию" в республике обозреватель "НВО" неоднократно изучал на месте, изнутри. Не приходится гадать, на чьей стороне выступят белорусские военные "в случае чего". Тем более - в государстве, где к армии всегда было "повышенное уважение" гражданского населения. Да и у Москвы вряд ли есть желание "сковырнуть" белорусского Батьку, который, несмотря на все разногласия в двусторонних отношениях, остается до мозга костей пророссийски настроенным лидером и самым последовательным союзником России на постсоветском пространстве. И на Западе, мечтающем о "смене режима" в Белоруссии, это понимают.

Русские рядом

По мнению экспертов, оказывая моральную военно-политическую поддержку странам СНГ, которым грозит цветная революция, Москва вряд ли "опустится" до открытого использования своей армии в чужих внутренних делах. В то же время напоминание узбекской стороны в разгар кризиса о том, что войсковые подразделения России и Узбекистана в ближайшее время проведут совместные военные учения, наталкивает на определенные размышления.

О планировании этих антитеррористических маневров весной 2005 года стало известно еще год назад, во время визита министра обороны России Сергея Иванова в Ташкент. Но ясно, что в контексте происшедшего это приобретает куда более сильное значение. Особенно когда сообщается, что с российской стороны в учениях примут участие подразделения 201-й мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Таджикистане: ни для кого не секрет, что ее штыки в немалой степени поддерживают не менее жесткий, чем в Узбекистане, режим Эмомали Рахмонова. А Узбекистан задействует армейские подразделения, принимавшие участие в операциях по ликвидации вооруженных групп Исламского движения Узбекистана (ИДУ), действовавших в Сариасийском районе Сурхандарьи. Пройти учения должны в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях - в непосредственной близости от Афганистана, откуда осуществляется "экспорт" боевиков в республику.

Очевидно, что двусторонние учения, начнись они немедленно, весьма выгодны Каримову. Тем более что личную поддержку Владимира Путина (между президентами в разгар кризиса состоялся телефонный разговор) и российского МИД он получил. Впечатление, что Ташкент настойчиво торопит Москву с маневрами. И ведь имеет на то "основания". Дело в том, что в последний год активно развивалось военно-техническое сотрудничество двух стран.

По оценкам военных наблюдателей, Узбекистан в настоящее время пересматривает свою военную доктрину: национальная армия имеет вооружение и технику советского и российского производства, и у руководства страны утратилось имеющееся ранее намерение со временем их сменить. Поэтому войска нуждаются в стрелковом вооружении, боеприпасах к артиллерийским установкам и ракетным системам залпового огня. Тот же Сергей Иванов оценивает двусторонние отношения в военной области как "развивающиеся достаточно эффективно". По его словам, "мы продаем Узбекистану боеприпасы, технику ПВО, запчасти на десятки миллионов рублей. И, - особенно подчеркивал российский военный министр, - Ташкент платит за все это реальными деньгами. Что вообще-то нехарактерно для наших партнеров на постсоветском пространстве". То есть Россия рассматривает Узбекистан еще и как потенциального военного партнера. Можно ожидать, что после узбекских событий военное присутствие России в Центральной Азии заметно усилится.

Однако прямое силовое участие России в Узбекистане ограничивается тем обстоятельством, что Ташкент не является членом Договора о коллективной безопасности стран СНГ. Не исключено, что такая позиция может быть пересмотрена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры

0
1338
Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Иван Родин

Вместе с иноагентами из выборного закона удалены донаты и испорченные бюллетени

0
1633
Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

0
621
Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

0
751

Другие новости