0
1162
Газета В мире Интернет-версия

29.04.2001 00:00:00

Игорь Иванов летит в Дели

Тэги: иванов, россия, индия, визит


МИНИСТР иностранных дел России Игорь Иванов 3-6 мая совершит визит в Дели. Основной составляющей визита должна стать подготовка встречи руководителей наших стран. Дело в том, что в ходе государственного визита президента России Владимира Путина в Индию в октябре 2000 г. была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между нашими странами, которая определила параметры двусторонних отношений в XXI веке. Одно из ее положений предусматривает проведение ежегодных встреч на высшем уровне. На осень 2001 года запланирован визит в Россию премьер-министра Индии. Другой важной задачей предстоящего визита Игоря Иванова в Индию является продолжение регулярного политического диалога по всему спектру двусторонних отношений, региональных и международных проблем. В повестку дня пребывания министра иностранных дел России в Индии включено и обсуждение хода реализации российско-индийских договоренностей, достигнутых во время встречи на высшем уровне, подготовка новых элементов развития двусторонних отношений.

Отношения с Индией были и остаются важнейшим направлением внешней политики России и имеют для нас самостоятельное, непреходящее значение, как бы ни развивались отношения нашей страны с другими государствами. Индия - это великая страна, наш многолетний, исторический партнер. Поэтому сотрудничество России с Индией ни в коем случае не может рассматриваться в качестве какой-то альтернативы отношениям с кем-то еще.

Регулярный политический диалог между нашими странами включает в себя и стратегическое партнерство, и доверительные отношения, и сотрудничество в различных сферах, и близость позиций по основным международным проблемам. Мы заинтересованы в дальнейшем углублении взаимодействия с Индией как по всему комплексу двусторонних отношений, так и на международной арене, что способствовало бы поиску решения мировых проблем, формированию справедливого мироустройства.

Можно сказать, что новым этапом этого политического диалога стала Декларация о стратегическом партнерстве между нашими странами. С одной стороны, она является вполне практической базой для развития российско-индийских отношений на качественно новом уровне, а с другой - демонстрирует приверженность наших стран построению многополюсного миропорядка. В ходе визита президента России Владимира Путина в Индию в октябре 2000 года, придавшего новый импульс нашим отношениям, помимо Декларации о стратегическом партнерстве было заключено еще 17 соглашений в различных областях. К сфере регулярного политического диалога в рамках двусторонних отношений можно отнести и стабильно развивающиеся межпарламентские связи, тесные контакты министерств иностранных дел, набирающее темп сотрудничество советов безопасности двух стран. Развивается взаимодействие между российскими и индийскими правоохранительными органами.

Что касается международного аспекта нашего политического диалога, то и Россия, и Индия выступают за укрепление глобальной безопасности на основе повышения авторитета ООН, строгого соблюдения норм международного права и уважения суверенитета государств, при этом полагая необходимым более активное подключение к процессу сотрудничества в международных делах и других крупнейших азиатских государств. ООН является основой, гарантом обеспечения международного мира, стабильности и безопасности на планете, эффективным инструментом разрешения конфликтов. И история это не раз подтверждала. Россия исходит из того, что сама Организация и Совет Безопасности являются не только уникальным достоянием международного сообщества, итогом его десятилетних усилий по сохранению мира, но и действенным механизмом поддержания сегодня международной стабильности. Это сочетание опыта предыдущих поколений и функциональности, направленной на разрешение существующих в наши дни международных проблем. В то же время мы не можем не учитывать изменений, происходящих в мире, - это было бы недальновидно и ошибочно. Чтобы Организация Объединенных Наций и впредь была эффективной, она, конечно, должна адаптироваться к новым реалиям. Индия, как одна из ведущих стран мира, безусловно, в числе наиболее сильных и достойных кандидатов в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Индия одной из первых поддержала наш твердый подход к необходимости сохранения Договора по ПРО 1972 года, являющегося залогом стратегической стабильности в мире. Именно со стороны Индии мы всегда ощущали поддержку курса России, направленного на защиту конституционного порядка на Северном Кавказе.

К важным составляющим российско-индийского стратегического партнерства относится и военно-техническое сотрудничество. Успешно выполнена долгосрочная Программа военно-технического сотрудничества до 2000 года, начато осуществление новой программы на период до 2010 года. В прошлом году была учреждена Межправительственная Российско-Индийская комиссия по ВТС, работа которой начнется в ближайшее время. Изменилось и содержание этого сотрудничества. Теперь ВТС включает не только продажу оружия и военной техники, но и совместные проекты. Например, проекты налаживания производства в Индии отдельных видов вооружения по российским лицензиям. Поэтому наше сотрудничество с Индией в военно-технической области является весьма продуктивным и имеет неплохие перспективы. И сегодня с уверенностью можно сказать, что за последние годы и десятилетия Россия проявила себя как надежный партнер в этой сфере, о чем свидетельствуют оценки наших индийских коллег.

Есть еще один важный аспект. В современных условиях заметно возрастает ответственность России, Индии и Китая за создание прочной системы международной безопасности и стабильности. Представляется, что сейчас объективно имеется возможность осуществления определенной координации усилий трех государств в важнейших внешнеполитических вопросах. Ведь речь идет о трех крупнейших державах, чей голос весом и будет услышан, тем более если мы высказываемся в одном ключе.

Разумеется, речь не идет о каком-то объединении или союзе. Мы просто констатируем объективно существующую ситуацию. У России, Индии и Китая есть общие интересы, которые мы хотим обеспечивать сообща. Необходимым условием для этого должны быть открытость и прозрачность такого взаимодействия. Очевидным фактом является и переход Индии и Китая к более конструктивной линии в отношениях друг с другом. Об этом свидетельствуют и положительные итоги недавних обменов на высоком уровне между двумя странами. Думаю, что эта тенденция получит свое дальнейшее развитие. Вообще эта проблема является очень важной. Она вызывает большой интерес и в научной среде. Уже сделаны шаги к тому, чтобы ученые-международники, эксперты государственных учреждений трех стран собрались вместе и обсудили данный вопрос, попытались совместными усилиями проанализировать объективно сложившиеся предпосылки и условия взаимодействия наших стран.

Парадоксально, но российско-индийским отношениям не присущи какие-либо политические колебания, они прочны и стабильны, проверены временем. Скорее нам приходится говорить не о наличии или отсутствии каких-то проблем, а о постановке определенных целей и задач, которые в перспективе предстоит решить. И одна из главных целей - это активизация экономического и торгового сотрудничества, которое сегодня не соответствует реальному потенциалу, возможностям сотрудничества и в последние годы составляет порядка 1,5-1,7 млрд. долларов. Но явно неоправданно было бы ориентироваться лишь на рост объемов торгового оборота. Нам необходимо совершенствовать и расширять товарную структуру взаимной торговли, вести дело к осуществлению совместных технологий. Пока - и это уже не раз отмечалось как с российской, так и с индийской стороны - доля высокотехнологичной продукции в нашем товарообороте остается, к сожалению, крайне незначительной, мало идет инвестиций. Требующей решения представляется и задача более рационального использования остатка индийского долга, в том числе и в сфере инвестиций в наиболее приоритетные проекты экономического сотрудничества.

Словом, мы не должны упустить имеющиеся сейчас у наших стран возможности для развития экономических отношений на долговременную перспективу. Думаю, что такую же позицию разделяет и индийская сторона.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
822
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1383
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1012
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
530

Другие новости