Кирилл Александров. 256 кубиков (гроздь). 2005 г.
Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
16.12–15.01. Выставка «Ревизия материала». Третьяковская галерея на Крымском Валу.
═
Так называемые «итоговые» масштабные выставки являются нормой любой зарубежной институции, связанной с современным искусством. Они не только демонстрируют достижения, но также дают подтверждение непрерывности культурных традиций и определяют дальнейшие пути развития предмета своего исследования.
Выставка «Ревизия материала», которая стартует сегодня в главном национальном художественном музее, ставит целью собрать воедино работы последних полутора десятилетий, связанные с принципами визуальности. Эти абстрактные произведения объединяют строгие принципы конструктивности, работа с пространством и материалом и главное – пластические характеристики.
Сверхцель «Ревизии» – подвести итог пластического направления современного искусства. Будет ли оно внесено в анналы всемирного визуального процесса или нет, авторы экспозиции предлагают решить зрителю. Именно он должен стать главным судьей «Ревизии».
В начале прошлого века на Западе абстракционизм был последним словом авангардного искусства, а в середине века он превратился в настоящее массовое увлечение. В Советском Союзе абстракция была символом «загнивания буржуазной культуры» и отечественные художники-беспредметники были практически возведены в ранг изменников родины. То, что было главным в западном беспредметном искусстве – пластический поиск и непосредственное самовыражение личности, – на нашей территории так и не стало устойчивой ценностью.
Абстрактное искусство уже давно никем не гонимо, но, с другой стороны, никак не удостоится собственной «ниши» – советское время породило дефицит культуры восприятия подобного искусства, поскольку концентрировалось на сюжете, рассказе.
В экспозиции «Ревизии материала» представлены авторы, которые на протяжении последних пятнадцати лет предпринимают попытку переосмысления отечественных пластических тенденций. Они не играют в интеллектуальные игры, скорее, они возвращаются к традиционному для русской культуры поиску экзистенциальных глубин. Это искусство сакральное, философское. Оно является как бы информацией к размышлению и поводом для медитативного погружения.
В экспозиции будут представлены работы Владимира Филиппова, Вячеслава Ливанова, Татьяны Баданиной, Бориса Марковникова, Владимира Наседкина, Виктора Умнова, Бориса Михайлова, Евгения Гора, Николая Наседкина, Алексея Каменского, Кирилла Александрова, Андрея Красулина и Бориса Смертина.
Подобная выставка, подводящая итог именно пластическому направлению в современном отечественном искусстве последних лет, – пожалуй, одна из первых. «Ревизия» – это творческий акт, исследовательская работа и, несомненно, профилактика. Куратор «Ревизии» Сергей Попов утверждает, что это искусство обладает важнейшим качеством простоты. Поэтому выставка ждет не только «посвященных», но и всех, желающих вступить в диалог с современным абстрактным искусством.