Николай Суетин. Супрематическая композиция.
1922–1923. Изображение предоставлено галереей Гари Татинцяна
1–28.07. Выставка «Малевич–Суетин–Чашник–Ермилов: супрематический канон». Галерея Гари Татинцяна.
Без преувеличения можно сразу назвать грядущую выставку уникальной – произведения, представленные в экспозиции, редкие и, что немаловажно, репрезентативные. Творческое наследие основоположников супрематизма, «великой супрематической тройки» – Каземира Малевича и его учеников, Николая Суетина и Ильи Чашника – крайне ограничено и в основной своей массе принадлежит музейным коллекциям.
Появление каждой новой работы или группы работ этих авторов – это уже событие для художественного рынка. А тут целая коллекция, представленная 80 графическими работами и несколькими скульптурами. В экспозиции выставки будут представлены пока только 40 графических работ (остальные организаторы планируют показать позже) а также скульптуры (вернее, макеты для планировавшихся монументов) украинского авангардиста-новатора Василия Ермилова, развивавшего супрематизм в пластической форме. Такой массив работ беспредметной графики, самостоятельного и самоценного художественного явления, прежде в России представлен не был.
Супрематическая графика – это зона поиска, эксперимента, зона ощущения художественного процесса и формирования пластического мышления. Выставка работ основоположников беспредметного искусства дает зрителям еще один шанс разобраться в философии этого художественного направления, разобраться, какую роль в процессе становления и развития супрематизма играл каждый из художников. Были ли Суетин и Чашник только талантливыми учениками и последователями Малевич либо полноправными соратниками и творцами, с узнаваемыми лицами и самобытными дарованиями? Как отозвались идеи, выраженные супрематистами на бумаге, в монументальной форме?..
Участвующие в выставке работы – это часть единой Нью-Йоркской частной коллекции супрематизма, без которой не обходилась ни одна крупная музейная выставка русского авангарда в мире. Коллекция создавалась в течение долгих лет художником, лично общавшимся с ближайшими последователями, учениками и родственниками тройки великих супрематистов – Анной Лепорской, Яковом Шапиро, Ильей Ильичом Чашником. Совсем недавно коллекция силами галереи Гари Татинцяна вернулась на родину – нашла своего обладателя в России, чье имя организаторы пока держат в тайне, но обязательно раскроют на открытии выставки.