0
7859
Газета Печатная версия

31.03.2017 00:01:00

И все-таки арт-рынок падает

Arts Economics оценил оборот в 56,6 миллиарда долларов

Тэги: рынок, искусство, антиквариат, торги


В номере от 24.03.17 «НГ-антракт» писал об отчете о функционировании арт-рынка в 2016 году, представленном на ярмарке TEFAF в Маастрихте. На ярмарке Art Basel, которая проходила в Гонконге 23–25 марта, вышло конкурентное исcледование – его провела независимый арт-финансист, доктор экономических наук Клэр Макэндрю, возглавляющая дублинское агентство Arts Economics и прежде работавшая с TEFAF. Отчеты имеют серьезные расхождения, на которые стоит обратить внимание. 

Прежде всего Arts Economics оценило общий оборот рынка не в 45 млрд долл., как TEFAF, а в 56,6 млрд долл., но если TEFAF объявил о росте рынка, то Клэр Макэндрю утверждает, что радоваться рано: рынок просел на 11% по сравнению с 2015 годом. Как и в отчете TEFAF, данные основаны на совокупности аукционных и частных продаж. Что касается аукционов, то за основу взяли не базу Artnet, а статистику Collectrium, инструмента, разработанного россиянином Борисом Певзнером и купленного два года назад домом Christie's. Что касается частного сектора, то Макэндрю удалось получить лучшие результаты за все время исследований: она опросила 6,5 тыс. арт-дилеров, из которых ответили 17%, то есть 1100 ведущих частных продавцов. Исходя из этих параметров, полученные Arts Economics цифры можно считать самыми показательными.  

Объем продаж на публичных торгах снизился на 26% (до 22 млрд долл.), что привело к увеличению доли рынка арт-дилеров до 57% (на аукционы приходится 43%). Вспомним, что TEFAF приводил более жесткое соотношение частных продаж к публичным – 62,5% на 37,5% соответственно. Продажи на арт-ярмарках в 2016 году достигли 13,3 млрд долл., что на 5% больше, чем в 2105 году, но на 57% больше, чем в 2010-м. С учетом того что отчет также поддерживает ярмарку искусства, цифра немаловажная. Соотношение трех самых сильных рынков – США, Великобритании и Китая – также отличается. По данным Arts Economics, на долю США приходится аж 40% мирового рынка, второе место у Соединенного Королевства с 21%, у Китая – 20%. Еще одна любопытная цифра: по оценкам исследования, всего в 2016 году на арт-рынке работало 310 тыс. компаний, из них более 14 тыс. аукционных домов. 

Два интересных блока исследования, которые отсутствовали в отчете TEFAF, касаются онлайн-торговли и коллекционеров. Онлайн-продажи в мире за 2016 год выросли на 4%, что неплохо с учетом общего падения рынка, в целом же онлайн-сектор составляет 9% всего арт-рынка. Интересно, что большая часть работ, проданная через Интернет, приходится на ценовой сегмент от 5 тыс. до 50 тыс. долл. (более 75%), еще 24% – совсем дешевые работы стоимостью не более 1 тыс. долл. Как и следовало ожидать, дорогие произведения коллекционеры по-прежнему хотят видеть собственными глазами. Онлайн-площадки – хороший способ для начинающих коллекционеров попробовать свои силы: галереи подтвердили, что более половины новых клиентов приходят к ним  через онлайн-продажи. 

Что касается коллекционеров, то отчет публикует исследование только американских HNWI – high net worth individuals, то есть лиц с высоким уровнем личного капитала. Отчет говорит, что 40% из них активно покупали предметы на арт-рынке в 2016 году, 12% – потратили более 50 тыс. долл. на искусство и только 3% – более 1 млн долл. Всего же 1,1 млн американских HNWI за последние два года приобрели произведения искусства или антиквариат, что во многом объясняет активность рынка США.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Телеканалам уже некуда ставить рекламу

Телеканалам уже некуда ставить рекламу

Анатолий Комраков

Эксперты говорят о явных признаках выхода из кризиса

1
1544
Учителя и художники

Учителя и художники

Данила Давыдов

Творческие поиски Новейшего времени в мистических координатах

0
316
Что нам делать с искусством?

Что нам делать с искусством?

Вера Чайковская

Людвиг Витгенштейн и его сестры, а также Петрарка, который изобрел пейзаж

0
1693
Венецианская биеннале современного искусства побила исторический рекорд посещаемости

Венецианская биеннале современного искусства побила исторический рекорд посещаемости

0
744

Другие новости

Загрузка...
24smi.org