0
781
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2010 00:00:00

Первая репетиция «Вишнёвого сада» в N-ском театре

Тэги: чехов, коляда, пьеса


Репзал. Артисты сидят. Режиссер входит с листочками бумаги, начинает жестикулировать, говорить громко и сердито.

РЕЖИССЕР: Значит, так. Срепетируем давайте и сыграем «Вишневый сад». Потому что у него юбилей и прочее. Нечего с ним чичкаться!

АКТЕР: С кем?

РЕЖИССЕР: Да с автором! Поставим это, потому что название красивое. Авторских отчислений со спектаклей платить не надо к тому же. Он же помер уже!

АКТЕР: Правда?

РЕЖИССЕР: Да и не ходят сильно-то к нам в театр. А тут на афише будет стоять «Вишневый сад», все будут думать: ага, что-то красивое, в платьях, с прическами, а мы им – раз! – и в обносках. (Смеется.) Вот смеху будет, а?

АКТЕР: Опять в обносках? А нельзя швею нанять, что-то сшить, а то всё в трениках да в трусах┘

РЕЖИССЕР: Да тут не обноски главное, а то, что они придут, а мы им тут как впендюрим духовности по самые гыгышары. Понимаете?!

АКТЕР: Да уже впендюривал я ее в «Гамлете»┘ Не впендюривается.

РЕЖИССЕР: Нет, не понимаете! Надо подтекст вытащить в текст! Ты говоришь: «Вся Россия наш сад!» и добавляй губами неслышно: «Мля!» Говори: «Интеллигенция!», а добавляй – «Мля!» Говори: «Какие красивые деревья!» и добавляй – «Мля»! И тогда будет зыканско, мля.

АКТЕР: А еще что будет?

РЕЖИССЕР: А еще – вот что. Они все будут казаки. Как только кто-то что-то говорит, они все хором орут: «Любо! Любо!» А это свяжется с песней «Люба, русая коса!», которую вам всем к завтру выучить, вот текст! Вы ее с песней встречать будете, Любу-то!

АКТЕР: Какую?

РЕЖИССЕР: Да Любовь Андреевну, она из Парижа, соскучилась по всему русскому, а вы ей песню давай петь, а она – плакать!

АКТРИСА: Как интересно. Мне белое платье надо сшить. Да?

РЕЖИССЕР: Нет! Надо что-то русское надеть, сарафан такой взять из подбора. Патриотическое надо, это же великая русская пьеса!

АКТЕР: Еще что будет?

РЕЖИССЕР: Петя Трофимов с двумя синяками под глазами, он под поезд попал, когда его назвали «Облезлый барин» и – с поезда вытолкнули.

АКТЕР: А?

РЕЖИССЕР: Еще: Аня и Варя только встречаются, сразу начинают искать вшей друг у друга!

АКТРИСА: О, я поняла. И так мы оправдаем фразу: «Я не спала три ночи. Томило меня беспокойство!»

РЕЖИССЕР: Да! И чешет голову! Вшей в поезде поймала! Ее беспокойство томит! И все чешутся! Все до одного!

АКТРИСА: Гениально!

РЕЖИССЕР: И у всех зубы гнилые! По-русски. Начерните зубы черным гримом, у всех русских зубы гнилые!

Входит костюмер.

КОСТЮМЕР: Вот валенки, двадцать пар, я их расшила бисером. Бусами, кружевами.

АКТЕР: Зачем это?

АКТРИСА: Поняла. Мы поедем в Париж и там торганем этими валенками.

РЕЖИССЕР: Хорошая идея. Но это – после. Просто валенки – это что-то совсем русское, наше! Будете все в валенках ходить! Потом, еще вот что: наденьте все белые штаны. Вы будете танцевать, а Раневская на штанах на этих будет угольком рисовать черточки такие, будто березки стоят. Она соскучилась по березкам! И все ходят по сцене в штанах белых, а березки, березки у всех!

АКТЕР: А что если я буду ходить, вишню есть и косточками в зал пулять? Чтоб попасть прям в правый глаз вот этой критикессе, которая нас обгадила за «Гамлета»┘

РЕЖИССЕР: Это было. К тому же это дорого. Зимой играть будем спектакль, где я столько куплю исходящего реквизита? Нет! Это надо покупать на каждый спектакль килограмм вишни, нет, так не выйдет. Вот купим лучше яиц много, и вы будете их есть весь спектакль. А разбивать яйца будете об голову друг другу!

АКТЕР: А к чему это? Лучше вишню давайте, это не так больно!

РЕЖИССЕР: Нет! Потому что тут смысл большой: «Оно и продолженье рода, оно и пища для народа»! Яйцо! Символ!

АКТЕР. Яйцо: Ну не знаю┘

РЕЖИССЕР: Потом вот еще что. В самом начале вынесем плакат такой, нет, повесим его на шею Прохожему, с таким текстом: «Друг! Я живу в мире тишины! Купи у меня эту освященную иконку! Всего за 400 рублей! Брат мой, страдающий брат мой!»

АКТЕР: А и к чему это?

РЕЖИССЕР: А и к тому это! Это я видел в поезде, ходил глухонемой и продавал иконки. Надо брать из жизни всё и тащить в театр!

АКТЕР: Это ж ни к селу, ни к городу сюда?

АКТРИСА: Нет, правильно! Я поняла. Тут смысл большой: мы показываем, как торгуют нашим всем, нашей иконой, нашей великой пьесой все эти театры, которые эту пьесу ставят, как билеты продают по 400 рублей! Бессовестные! Как это бесчестно – торговать Чеховым, торговать «Вишневым садом»! (Плачет.)

Большая пауза. Молчание. Все ждут, пока она наплачется.

РЕЖИССЕР: Точно. Правильно. Я бы не догадался. Но критики написали бы так после премьеры все равно.

АКТЕР: Но как, как это играть?!

РЕЖИССЕР: Очень просто! Играй так, будто в шестом ряду сидит апостол Петр!

АКТЕР: Я уже так играл┘

РЕЖИССЕР: Ну, тогда играй, будто Чехов сам сидит в шестом ряду!

Входит зацелованный до смерти Чехов, садится в шестой ряд.

ЧЕХОВ: (плачет, говорит) Водка белая, но краснит нос и чернит репутацию. Университет развивает все способности, в том числе и глупость. Краткость – сестра таланта. Жизнь-то прошла, словно и не жил. Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче. Нужно по капле выдавливать из себя раба. Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Отчего вы всегда ходите в черном? Это траур по моей жизни, я несчастна. Я – чайка, нет, я – актриса. Люди, львы, орлы и куропатки┘ Я одна мировая душа┘ В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Вся Россия наш сад┘ Мы увидим небо в алмазах┘

ВСЕ: А?!

ЧЕХОВ: Ах, оставьте, оставьте, оставьте вы меня уже наконец в покое┘

Слышен звук с неба. Душа Чехова пролетает над нами над всеми и плачет.

ЗАНАВЕС


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
386
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
438
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
248
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
335

Другие новости