0
1150
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2010 00:00:00

Шекспир и Чехов/Сталин и Кромвель

Тэги: доннеллан, чехов, пьеса, режиссер


≈ В одном из интервью вы сказали, что Шекспир для вас – русский автор, так же как Чехов – английский. До какой степени Чехов, на ваш взгляд, английский автор и почему?

≈ Я ответил так, чтобы указать на то, сколь глубока привязанность англичан к Чехову. Чеховские пьесы постоянно идут в британских театрах, и британские актеры любят играть в чеховских пьесах. Англичанам нравится думать о Чехове как о своем авторе, они ощущают сильную внутреннюю связь с его произведениями. Я знаю, что у русских так же с Шекспиром; русским особенно близки произведения английского драматурга.

≈ Почему режиссёры довольно часто после Чехова ставят Шекспира, и наоборот?

≈ У этих двух авторов много общего. Оба одержимы человеческой любовью; оба предлагают нам абсолютно вымышленный жизненный опыт, который движет персонажами и обстоятельствами. Кажется, Шекспир и Чехов полностью растворились в персонажах и обстоятельствах их жизни и, что примечательно, вроде бы даже не хотят контролировать своих персонажей и ситуации, в которые они попадают. Общее впечатление от Шекспира и Чехова – присутствие при событиях, которые имеют свою собственную органическую жизнь, далекую от манипулирующего авторского контроля.

Вскоре после смерти обоих авторов их миры были опрокинуты революцией. Как Сталин, так и Кромвель отличались особым пристрастием к умерщвлению оппонентов и театральной цензуре.

≈ Можете ли вспомнить свою первую встречу с творчеством Чехова?

≈ Да. В возрасте десяти лет я видел спектакль «Дядя Ваня». Это была любительская постановка в Илинге, пригороде Лондона. Меня совершенно очаровала атмосфера пьесы. До сих пор помню берёзы и снежные сугробы!

≈ В одном из интервью вы сказали, что у английских и русских актеров одинаковые клише в интерпретации Чехова. Каковы эти клише?

≈ Я думаю, что мифы, окружающие Чехова, интернациональны и не сводятся к типично русским, английским или французским. Думаю, лучший способ понять пьесы Чехова – полностью погрузиться в его короткие рассказы. Из них видно, что, хотя Чехов страстно любит человечество, его любовь никогда не опускается до сентиментальности. Он был врачом, работал много и часто бескорыстно. Но он видел, как люди рождаются и как умирают. Он видел бедность и страдание. Он знал, что рисовать лишь прелестные картины жизни или упрощать сложную индивидуальность каждого отдельного человека – значит, недооценивать реальную жизнь. В рассказах эта чеховская черта стновится очевидной, потому что голос самого Чехова звучит отчётливее именно в рассказах. В пьесах голос Чехова остается только в авторских ремарках, и уже ничто не мешает нам навязать чеховским пьесам исторический сентиментализм. Нам всем нужен золотой век. Мы не жили в прошлом, так что никто из нас не знает наверняка, каким оно было. Наверно, довольно приятно представлять себе возврат в уютный мир, но уютные миры никогда не существовали. И я не думаю, что Чехов пишет об уютном мире. Я думаю, он смотрит на людей и ситуации, в которые они попадают, ясным, любящим и реалистичным взглядом, который характеризует истинного провидца. В рассказах мы чаще видим чеховскую улыбку. Она часто ироническая, но чувство юмора ощущается всегда, даже в самые мрачные моменты. А самые духовные люди, которых я встречал, все без исключения обладали удивительным чувством юмора!

≈ Можете ли вспомнить актеров, чья игра в чеховских пьесах поразила вас?

≈ Один из самых лучших моментов я пережил на англоязычном спектакле по Чехову. Аркадину играла Джуди Денч. Когда Треплев спросил Аркадину, помнит ли она балерин, которые жили в их доме в Москве и к которым она была добра, она посмотрела поверх его повязки и сказала: «А, их». Но в этот момент она увидела этих балерин так просто и так ясно, что эти балерины ожили на моих глазах. Это был момент великой игры, потому что она заставила меня увидеть то, что видела сама; при этом она не просила меня смотреть на нее.

≈ Что произведения Чехова дали современному миру?

≈ Очень много! Мне трудно даже попытаться ответить на этот вопрос. Я думаю, одна из особенностей его пьес – это то, что в той или иной степени все они предостерегают от самообмана. Знаменитая первая строчка из «Трех сестер» «Отец умер ровно год назад...» сначала кажется бесспорным утверждением, но чем больше думаешь о пьесе и её событиях, тем больше убеждаешься в неоднозначности слов Ольги. Да, отец действительно умер ровно год назад, и мы знаем, что во время похорон шел cнег и что не много людей пришло проводить его в последний путь. Но разве можно сказать, что отец умер? Разве генерал Прозоров не крадётся по комнатам этого полного противоречий дома, в котором всё ещё живут его дети? Разве мы не чувствуем его живого присутствия в проблемах, которые мучают его четверых детей при попытках построить хоть сколько-нибудь серьёзные любовные отношения? Чехов часто напоминает мне Беккета. В первой сцене пьесы «Счастливые деньки» мы видим Винни, которая крутит в руках зонтик от солнца, восклицая: «Какой чудесный день». Но на самом деле она по пояс зарыта в песок, так что мы имеем все основания сомневаться в её оценке. Разве может быть чудесным день, если ты зарыт в песок? Многие чеховские персонажи очень положительно говорят о себе и своих обстоятельствах, но вы начинаете сомневаться в том, что они полностью осознают происходящее. На чеховской пьесе мы должны проснуться, совсем не обязательно верить словам персонажей. Надо более внимательно приглядеться к их поступкам, к тому, какой выбор они делают. Наташа и Вершинин поступают жестоко по отношению к своим детям. Но вряд ли они это понимают. Ирина сознает, что поступила жестоко, нагрубив женщине, отправлявшей телеграмму в Саратов; это искупающая черта. Сестры жестоки к Наташе, и они дорого за это заплатят. В Чехове много удивительного. Одна и та же пьеса каждый раз кажется другой. Но самое главное, думаю, заключается в том, что Чехов учит нас смотреть друг на друга правильным, проницательным взглядом, в котором светится чистая любовь, не запятнанная сентиментализмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
372
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
422
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
239
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
323

Другие новости