Фото Reuters
Ужесточение Киевом системы призыва и комплектования войск совпало с решением Евросоюза (ЕС) выделить Украине пакет помощи в 50 млрд евро. Это значит, что для нужд ВСУ будут поставлены новые вооружения, боеприпасы и необходимые ресурсы. СМИ сообщают об активной подготовке в странах ЕС боевых резервов Украины. Не отстают от этого процесса и США, что говорит о возможности новой эскалации в зоне конфликта.
Побывавшая в Киеве заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд заявила о предстоящих в скором времени поставках Пентагона для Вооруженных сил Украины (ВСУ) «умных» авиационных бомб GLSDB, а также анонсировала очень серьезные успехи украинских войск и сюрпризы на фронте.
А глава европейской дипломатии Жозеп Боррель пообещал к 40 тыс. завершающим боевую подготовку на полигонах Европы резервистам ВСУ добавить к концу лета 2024 года еще 20 тыс. штыков. Воодушевленный именно такими заявлениями западных партнеров начальник Главного управления украинской разведки Кирилл Буданов сообщил, что «ВСУ начнут новое контрнаступление уже весной 2024 года».
Американские СМИ перед поездкой Нуланд в Киев сообщали о том, что «изделие GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb) – это гибрид авиабомбы и неуправляемой ракеты M26, способный преодолевать электронные преграды и поражать цели на расстоянии до 150 км». Каких-то убедительных доказательств таких возможностей этого высокоточного оружия нет. В открытом доступе довольно подробно описывается только его действие – «умная» бомба запускается неуправляемой ракетой, потом отстыковывается и благодаря устойчивой системе наведения летит на цель в свободном падении. GLSDB запускаются с пусковых установок реактивных систем залпового огня (РСЗО) типа MLRS и HIMARS, которые США и страны НАТО уже передали Украине. Но это относительно новое высокоточное оружие (ВТО) только еще испытывается, его еще нет на вооружении Пентагона. Главными достоинствами этого ВТО называют низкую цену и высокую вероятность поражения цели, если не работает противовоздушная оборона (ПВО) объекта. Но если бомба в свободном падении, то ее скорость при планировании на цель уменьшается, несмотря на то что работает головка самонаведения. Таким образом, объект спокойно могут прикрыть средства ПВО ближней и средней дальности ЗРК типа «Панцирь-С1», модификации «Тор», «Бук» и т.п. Если таких средств ПВО нет, вероятность поражения цели увеличивается на порядок, пишут западные СМИ.
Эксплуатации GLSDB военнослужащих ВСУ, видимо, уже обучают в США и на полигонах Европы. В документах ЕС отмечается, что выделенная на подготовки украинских резервистов еще осенью 2023 года по программам Евросоюза «сумма увеличена на 194 млн евро и составит 255 млн евро». Чему конкретно будут обучены украинские военные в странах ЕС, не сообщается. Но известно, что тренировки идут по программам НАТО и что специалисты будут готовиться к эксплуатации новых вооружений, в том числе ВТО из США.
«Обучение этих специалистов, конечно, внесет определенную лепту в повышение боевых возможностей ВСУ, но они вряд ли в полной мере восполнят некомплект личного состава ВСУ, образовавшийся в результате провального наступления 2023 года, – сообщил «НГ» военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – Если верить заявлению Борреля, то к лету 2024 года на военных полигонах Европы будет подготовлено всего лишь около 10% от того количества военных, которое президент Украины Владимир Зеленский недавно назвал необходимым для доукомплектования ВСУ (около 500 тыс. человек. – «НГ»)».
По мнению эксперта, для того чтобы ВСУ смогли наступать, как этого хочет Буданов, нужны подготовленные резервы. А их в ВСУ уже нет. «Украинский фронт держится благодаря опыту оставшихся еще на линии боевого соприкосновения ветеранов ВСУ и подвозу новых партий боеприпасов и вооружений, – констатирует генерал. – Но они погоду не сделают. А вот намеченная консолидированная помощь ЕС для Украины в 50 млрд евро – это очень плохо для России. У Киева появляется серьезный задел, чтобы начать новое наступление».
Экс-депутат Верховной рады Украины Олег Царев считает, что пока Евросоюзу трудно нарастить поставки снарядов для нужд ВСУ. «Но есть фактор, способный отчасти нивелировать дефицит снарядов у ВСУ, – FPV-дроны, – считает он. – Немецкие аналитики пришли к выводу, что дроны эффективнее артиллерии. Наши эксперты оценивают, что примерно 50% потерь в людях и технике приходится на дроны», – отмечает Царев. По его мнению, первостепенная задача для оборонки России – «разработка и средств РЭБ, и совершенствование самих машинок – автозахват цели и автопилот, управление роем БПЛА». «Такие беспилотники будут действовать почти без связи с оператором, и сбить их практически невозможно. Такие технологии уже есть у Китая. Успех будет у той стороны, что сможет быстрее перестроиться», – отмечает он.