Кадры из фильма открытия фестиваля «Архитектор: история Алексея Германа и его фильмов».
Открытый российский кинофестиваль авторского кино «Зимний» во второй раз пройдет в Москве 1–7 декабря. Площадками смотра станут «Художественный» и кинотеатры сети Москино. Все фестивальные мероприятия бесплатны, желающие могут зарегистрироваться на сайте фестиваля не только на показы, но и на семинар «Как смотреть авторское кино» и Форум московских киношкол.
Кинофестиваль «Зимний» откроется сегодня, 1 декабря, показом документального проекта Алексея Германа-младшего и Елены Окопной «Архитектор: история Алексея Германа и его фильмов». Картина посвящена творческому пути и уникальному художественному методу мэтра советского и российского кинематографа, это рассказ о творческой биографии Германа-старшего сквозь призму его последнего фильма «Трудно быть богом». Она расскажет, как на протяжении 12 лет создавалась главная работа режиссера, которая окончательно смонтирована была уже после смерти. Герман не принадлежал ни к одной школе или направлению. Работая над своими фильмами, он обращался к образам Брейгеля и Босха, и гиперреальность его насыщена деталями так, что зрителю в ней бывает тесно. Его метод требовал столь кропотливой работы, что за всю жизнь он снял лишь пять фильмов. Документальную ленту представят сын мастера – сценарист и кинорежиссер Алексей Герман-младший, художник Елена Окопная и продюсер Алексей Боков.
Показ «Архитектора…» пройдет в рамках специальной внеконкурсной программы «Московские премьеры». В нее вошли фильмы, которые ранее были показаны на отечественных киносмотрах, но московский зритель их сможет увидеть впервые в рамках «Зимнего». Всего в этой программе четыре фильма.
Помимо германовского это детективная драма Юрия Мороза «Лунатики». Сюжет картины основан на реальных событиях и затрагивает проблему морального выбора. Из квартиры в центре Москвы похищен известный рэп-исполнитель – выясняется, что похищение было инсценировано его матерью. Парня в бессознательном состоянии доставили в клинику, чтобы избавить от зависимости, применяя экспериментальную технологию психокоррекции личности. Перед началом фильма о нем расскажут режиссер-постановщик Юрий Мороз и исполнительница главной роли Виктория Исакова. Также в нем снялись Надежда Маркина, Дмитрий Чеботарев, Алексей Розин, Алексей Агранович.
Трагикомедия «Чайка» – режиссерский дебют театральной актрисы, представительницы знаменитой актерской династии Полины Лазаревой. «Чайка» не чеховская, но со схожим сюжетом, переложенным на современность, в центре которого – любовный треугольник между двумя молодыми девушками и успешным писателем, пребывающим в кризисе среднего возраста. Полина Лазарева лично представит свою работу зрителям. В картине снялись Вера Кинчева, Юрий Быков, Олеся Железняк, Александр Лазарев (младший), Светлана Немоляева, Ирада Зейналова.
Завершатся «Московские премьеры» показом кинодебюта известного театрального режиссера Владимира Скворцова. Зрители увидят трагикомедию «Тайм-аут» о соцработнице возраста 40+, погруженной в несбыточные фантазии. Картину представят актеры Наталья Щукина, Павел Майков, Анатолий Кот и режиссер Владимир Скворцов. Помимо внеконкурсных «Московских премьер» будет представлена еще одна внеконкурсная программа «Зимний – детям».
Состав жюри этого года: кинорежиссер, продюсер и сценарист Дмитрий Давыдов, актриса, продюсер, режиссер Дарья Мороз, актер и режиссер Даниил Воробьев, художник театра и кино Сергей Февралев, продюсер, медиаменеджер, председатель совета директоров «МТС Медиа» Софья Митрофанова. Профессиональному жюри предстоит выбрать лучших в следующих номинациях: «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшее визуальное решение» и «Главный приз».
В конкурсную программу вошли восемь российских кинопремьер, снятых в 2022–2023 годах. Коротко о них. Новая работа гуру российского авторского кино Ивана И. Твердовского «Панические атаки» с Леной Трониной в главной роли. Фильм рассказывает о девушке, которая страдает нервными проявлениями, в ее родном городе это связывают с экологией или проклятием, но, попадая в другую страну, она совершает преступление...
Комедийная драма о причудливых поворотах судьбы «Танцуй, Селедка!» Александры Лупашко с Александрой Бортич, Павлом Майковым, Ольгой Лапшиной и Анной Михалковой.
Подростковый триллер с социальным подтекстом «110» Ильи Михеева, в котором одну из главных ролей исполнила Елизавета Боярская. Лицей искусств потрясен известием о суициде старшеклассницы. Одноклассница погибшей решает хранить молчание о причинах случившегося…
Картина Романа Михайлова «Поедем с тобой в Макао» – про взаимоотношения отца и сына. Откинувшегося с зоны отца с покерной зависимостью и сына, студента юридического факультета… Фильм Эллы Манжеевой «Белой дороги!» – о взаимоотношениях сына и матери, сквозь эту призму показано авторское осмысление малой родины режиссера Калмыкии.
Драма «Вера» Ирины Волковой с Викторией Толстогановой и Ольгой Сутуловой, снятая по знаменитой повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось…» – про отношения детей и родителей.
Трагикомедия «Сломя голову» Евгения Григорьева – про особенности современного мира, в котором наблюдающий влияет на наблюдаемое. Преподаватель античной литературы становится случайным свидетелем ограбления банка, и в его жизни появляется начальник службы безопасности… В картине заняты актеры Егор Корешков, Павел Деревянко, Надежда Михалкова.
Якутское кино представлено лентой режиссера Николая Корякина «Тимир» о судьбе осиротевшего мальчика, не могущего найти общего языка с окружающими и встретившего таинственного незнакомца – духа, застрявшего между двумя мирами.
Время превращает фильм в ценный культурологический артефакт. Оно иначе расставляет акценты, по-другому настраивает зрительскую оптику – в кинолентах открываются скрытые смыслы, проступают ранее невидимые символические слои и тайные знаки авторского замысла. Обо всем этом пойдет речь в рамках семинара «Как смотреть авторское кино». Большинству современных зрителей трудно смотреть сложное кино, разбираться в его поэтике, образах, особенностях киноязыка. Одна из ключевых задач семинара – вернуть интерес к авторскому кинематографу, заново научиться его смотреть и разбираться в нем.
В этом году он посвящен 100-летнему юбилею выдающегося кинорежиссера и художника Сергея Параджанова, который будет отмечаться в январе 2024 года. Участников познакомят с первыми картинами мастера. Именно тогда складывался его уникальный стиль. Предметом исследования станут ранние картины режиссера «Андриеш», «Первый парень» и «Цветок на камне».