0
940
Газета СНГ Интернет-версия

19.02.2000 00:00:00

Что скроим, то и будем носить

Тэги: Киргизия


КИРГИЗИЯ в результате демократических преобразований приобрела на Западе имидж "островка демократии" в регионе. Сохранится ли демократический оазис Центральной Азии или и здесь, вслед за соседними странами следует ожидать поворота к авторитаризму? Остается открытым и вопрос, насколько демократичными будут выборы, будут ли они соответствовать международным стандартам.

Наиболее активными в поиске ответов на эти вопросы оказались американцы. Их любопытство отражено в личном послании Аскару Акаеву вице-президента США Альберта Гора, письме группы конгрессменов и отчете представителей американского Национального демократического института (НДИ). Выражая поддержку по поводу проведения в Киргизии свободных и честных выборов, они затрагивают также проблемы, которые возникли в ходе предвыборной кампании.

Принципы ОБСЕ определяют семь параметров демократии выборов: всеобщие, равные, тайные, свободные, справедливые, открытые, ответственные. Первостепенным критерием демократичности, вытекающей из этих параметров, является альтернативность выборов.

Проведение формально конкурентных выборов, когда соперника власти назначает сама власть, не признается ОБСЕ за подлинную альтернативность. Последняя возможна только в случае свободного участия в выборах всей оппозиции, ее лидеров. Как в этом смысле выглядят киргизские выборы? Внимание международных организаций в последнее время было привлечено к заявлениям отдельных оппозиционных деятелей, кандидатов в депутаты, утверждавших, что власти чинят им препятствия в ходе предвыборной кампании. Говорилось о запрещении оппозиционным партиям участвовать в выборах по партспискам, об уголовном преследовании их лидеров. Так ли это на деле?

К выборам допущены пять партий, находящихся в жесткой оппозиции к властям и представляющих различные составляющие политического спектра. Лишь два избирательных объединения можно считать проправительственными из-за участия в них нескольких высоких чиновников. Остальные причисляют себя к центристам.

Главной непримиримой оппозицией существующей власти выступает коммунистическая партия во главе с Абсаматом Масалиевым, в советское время возглавлявшим республику. Партия пользуется поддержкой среди людей старшего поколения, ностальгирующих по советским временам, и регулярно получает на выборах поддержку примерно 20% населения. Киргизские коммунисты более консервативны, менее склонны к компромиссам, нежели их российские единомышленники. Союзником коммунистов в критике политики Аскара Акаева является Аграрно-трудовая партия. Не исповедуя коммунистической идеологии, эта партия тем не менее выступает за восстановление колхозов и совхозов, за политику протекционизма в сельском хозяйстве. Критиком власти слева является также социалистическая партия "Ата-Мекен" во главе с Омурбеком Текебаевым, весьма опытным парламентарием. Два срока в стенах парламента позволили ему заслужить лавры одного из самых жестких оппонентов власти. Прогрессивно-демократической партии, возглавляемой известным правозащитником Турсунбаем Бакир Уулу, удается сочетать либеральную идеологию с критикой власти за промахи в проведении реформ и за пренебрежение традиционными национальными, в том числе мусульманскими, ценностями.

Все эти партии едины в критике существующего режима за издержки реформ, расслоение и обнищание населения.

В выборах участвует партия национального возрождения "Асаба". Ее часто называют партией киргизских националистов, тем не менее в своем радикализме по защите национальной культуры и родного языка она не выходит за рамки закона.

Следует отметить наличие правых критиков власти и президента Акаева - в этом качестве выступает партия действия "Моя страна", своего рода аналог "ЯБЛОКА" или "Союза правых сил" в России. Апеллируя в основном к молодежи, интеллигенции и нарождающемуся слою предпринимателей, партия призывает к еще более радикальным экономическим реформам. В партсписке нет чиновников, он состоит из ученых и журналистов, декларирующих свою готовность к борьбе с чиновным беспределом, коррупцией, существующей до сих пор, как они считают, командно-разрешительной системой экономики.

Официальные власти удержались от искушения поддержать какой-то избирательный блок, привести его к победе. Хотя некоторые прежде рассматривали в таком качестве мощный блок партий "Союз демократических сил", в первой тройке которого писатель Чингиз Айтматов, спикер одной из палат прежнего парламента Абдыганы Эркебаев, вице-премьер правительства Борис Силаев. Эти личности настроены лояльно к власти, однако весьма самодостаточны в смысле политического влияния и авторитета. Считать их управляемыми марионетками трудно.

Как видим, оппозиция широко представлена на нынешних выборах: правые и левые силы, патриоты, национал-радикалы и либералы ведут острую полемику между собой, стремясь завоевать голоса избирателей. Несмотря на жесткую позицию в противостоянии власти, сами лидеры участвующих в выборах партий признают их альтернативный характер.

Скандал разгорелся вокруг фигуры отставного милицейского генерала Феликса Кулова, многие годы занимавшего высокие посты в силовых структурах республики. Летом прошлого года им создана партия "Ар-Намыс". Однако к участию в выборах согласно Избирательному кодексу были допущены лишь партии, зарегистрированные не менее чем за год до даты проведения выборов. Генерал обвинил президентские структуры в том, что они не допустили к выборам "Ар-Намыс" из-за ее оппозиционности, хотя именно президент страны вносил в парламент предложение сократить временной ценз с года до шести месяцев. Эта инициатива была заблокирована усилиями лидеров влиятельных оппозиционных партий, заправлявших в прежнем парламенте: они не испытывали желания делиться оппозиционным электоратом с новичками. Как отмечается в отчете НДИ, из-за этого пострадало восемь партий, в том числе крупная проправительственная. "Куловцам" пришлось идти на обходной маневр и вступить в союз со старейшей партией страны "Демократическое движение Кыргызстана" (ДДК), чтобы воспользоваться ее списком, заручившись согласием лидера ДДК, члена парламента Жипара Жекшеева. Причиной союза партий разной политической ориентации впоследствии самими членами ДДК называлось желание привлечь финансовые ресурсы "Ар-Намыса". На съезде ДДК был утвержден партсписок, который возглавил Кулов. Без каких-либо проволочек он был зарегистрирован Центризбиркомом. Из 18 мест в этом списке 14 было отдано представителям "Ар-Намыса". И тут грянул гром возмущения среди членов партии ДДК.

Как сговор за их спиной, позорный факт продажи имени партии восприняли рядовые партийцы результаты съезда. И не только рядовые: как оказалось, о созыве съезда не были оповещены многие члены высшего совета, самые крупные парторганизации. Проверка протоколов съезда обнаружила шокирующие факты. Из 72 человек, участвовавших в работе съезда, более половины оказались людьми со стороны, которых никто не избирал и не уполномочивал принимать решения от имени партии. Отдельные делегаты были записаны по нескольку раз от разных регионов. Выявились "мертвые души", некоторые же с изумлением узнали о своем "участии" в партийном форуме из газет. Разгорелся внутрипартийный скандал, Центризбирком был вынужден создать спецкомиссию, которая установила факт фальсификации протоколов съезда. Суд согласился с решением ЦИК об аннулировании регистрации списка ДДК. Недовольные этим немногочисленные (всего несколько десятков) сторонники Кулова и Жекшеева организовали несанкционированные пикеты у Верховного суда, пытаясь оказать силовое давление на судей. Органы правопорядка воздержались от принятия каких-либо мер в отношении пикетчиков, чувствуя ответственность за то, чтобы выборы прошли без эксцессов. Одновременно оппозиционеры обратились с жалобами в международные организации.

Утверждения Феликса Кулова и Жипара Жекшеева о том, что их не допускают к выборам из-за их якобы оппозиционности, безосновательны. На самом деле они будут участвовать в них, но в одномандатных округах, на равных условиях с остальными кандидатами.

Случай Киргизии среди других стран СНГ при всей схожести проблем - особый. Не имея сколько-нибудь значительных природных ресурсов, киргизская властная элита просто вынуждена делать ставку на радикальные либеральные реформы и в комплексе с ними - на демократические реформы, чтобы за счет открытости и свободного рынка компенсировать "сырьевую неполноценность". Отсутствие нефти и газа является главным стратегическим фактором, определяющим долгосрочную демократическую направленность киргизской политики. Личность Аскара Акаева, европейски ориентированного демократа и ученого, наложилась на объективную реальность страны и традиции киргизской "кочевой демократии".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
343
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
389
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
205
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
294

Другие новости