CАМЫМ ярким событием очередной, 18-й сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, которая прошла 4-5 июня в Гродно, стало выступление президента Белоруссии, председателя Высшего государственного совета Александра Лукашенко. Кстати, такое послание прозвучало впервые за пять лет тесной двусторонней интеграции.
Напомним, что в апреле 1997 года договор о Союзе Белоруссии и России положил начало принципиально новому этапу двусторонней интеграции. В числе первоочередных задач, которые предстояло решить Парламентскому собранию, были названы формирование правовых основ единения двух стран; решение вопросов развития нормативной правовой базы интеграции государств - участников Союза в политической, правовой, экономической, социальной, гуманитарной и других областях; принятие нормативных правовых актов.
Именно с подробным анализом всего, что сделано за прошедшие годы, и выступил Александр Лукашенко. Его речь была достаточно откровенной. Он обнародовал немало фактов, которые красноречиво говорили о том, что в России на словах многие клянутся в приверженности объединительному процессу, однако на деле принимают решения и поступают так, чтобы интеграция, мягко говоря, буксовала. Обращаясь к участникам 18-й сессии Парламентского собрания, Александр Лукашенко поблагодарил их за то, что они последовательно и принципиально проводят политику единения белорусского и российского народов, твердо противостоят попыткам деструктивных сил помешать этому процессу.
Так, Александр Лукашенко отметил, что в экономической интеграции Белоруссии и России большое значение уделяется развитию торговых отношений. Белорусский лидер подчеркнул, что за пять лет объем товарооборота между двумя государствами вырос в два раза. В минувшем году Белоруссия была вторым по величине торговым партнером России после Германии, обойдя США. В 2000 году объем товарооборота по сравнению с предыдущим годом увеличился на 33 процента. И в то же время не может не удивлять тот факт, что Россия снизила таможенные тарифы на ввозимые импортные телевизоры. Это, по его мнению, есть прямое противодействие принятой недавно программе "Союзный телевизор", отказ от поддержки отечественного производителя. Глубокую озабоченность высказал Александр Лукашенко и по поводу длительной процедуры утверждения бюджета Союзного государства, который начинает "работать" не с начала финансового года, а только с его середины. Председатель Высшего государственного совета предложил Парламентскому собранию найти возможность существенного увеличения бюджета. Особой критике подверг белорусский лидер российское правительство, которое, как он считает, вот уже который год не может создать нормальные условия работы Постоянному комитету, который возглавляет Павел Бородин. В связи с этим он заявил, что "в последний раз" предлагает принять меры по организации нормальной работы этой структуры. И, если Москва не сможет решить эту проблему, подчеркнул Александр Лукашенко, "мы в течение месяца все обустроим в Минске". Неожиданные предложения сделал председатель Высшего государственного совета председателю Государственной Думы Геннадию Селезневу и Государственному секретарю Союза Белоруссии и России Павлу Бородину. Он предложил им перейти на руководящую работу в белорусско-российском Союзе. От имени своей страны президент Белоруссии заявил, что готов согласиться на то, чтобы два русских человека - Селезнев и Бородин - возглавили Союзное государство. Ответной реакции от них пока не последовало. Александр Лукашенко также резко критиковал и факты перепродажи российской стороной белорусской продукции на зарубежных рынках по более высоким ценам, чем Белоруссия продает ее России. Такие действия, по его словам, нельзя назвать союзническими.
В послании Парламентскому собранию было поставлено несколько задач, решить которые необходимо в ближайшее время. Однако стратегической Александр Лукашенко назвал лишь одну - создать к концу текущего года нормативную базу для проведения выборов в парламент Союзного государства Белоруссии и России. Белорусский лидер обратил особое внимание парламентариев на важность всестороннего и выверенного подхода при подготовке Конституционного акта. По его мнению, прежде всего целесообразно обсудить и одобрить на заседании Высшего государственного совета соответствующую концепцию, в которой следует определить принципы и направления дальнейшего развития интеграционных процессов, а также установить, в какой степени они затрагивают Конституцию обоих государств.
Затем докладчик отвечал на вопросы парламентариев, которые также рассмотрели отчет об исполнении бюджета Союзного государства на 2001 год, обсудили проблемы, касающиеся разработки Конституционного акта Союзного государства и межпарламентского сотрудничества.
В работе форума в качестве наблюдателей приняли участие парламентарии из Армении и Молдавии, а также представители межпарламентской российско-украинско-белорусской группы "Зубр".
Минск