"Демократия в опасности!" - заявили российские правозащитники, выступившие в поддержку казахстанских оппозиционеров. Но опасаются они не за соседнее государство, они говорят о России.
Сергей Ковалев, Лев Пономарев и Валентин Гефтер собрались на прошлой неделе, чтобы рассказать о преследованиях двух сопредседателей движения "Демократический выбор Казахстана". Один из них - бывший министр энергетики, индустрии и торговли РК Мухтар Аблязов - уже получил шесть лет лагерей, а процесс над вторым - бывшим губернатором Павлодарской области Галымжаном Жакияновым - идет полным ходом.
Сергей Ковалев утверждает, что оба дела высосаны из пальца и по форме повторяют одно другое до мельчайших деталей: та же псевдооткрытость процесса с отказом в проведении аудио- и видеозаписей и пропуском в зал суда по спискам, составленным пресс-службой УВД, причем в списках - сплошь рабочие одного из местных предприятий┘ Как в советские времена. С той лишь разницей, что тогда залы заполнялись дружинниками, но тоже - с черного хода, и к началу работы суда попасть внутрь было невозможно.
Галымжана Жакиянова вслед за Мухтаром Аблязовым обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями. Однако ни у кого не вызывает сомнения, что подоплека дела совершенно иная - их судят по политическим мотивам. И это не нравится правозащитникам. "Эти люди выдвинуты самим Назарбаевым, - говорит Ковалев, - и это заметные люди, сдвинувшие экономику Казахстана с мертвой точки".
Другой известный правозащитник Лев Пономарев, подтверждая его слова, проводит параллель: "Они из той же когорты младореформаторов (по казахстанской терминологии - младотюрков), что и Егор Гайдар, Анатолий Чубайс и, если хотите, Владимир Путин в бытность свою замом Анатолия Собчака".
Оба казахстанских оппозиционера в свое время были лично обласканы Нурсултаном Абишевичем. Например, Жакиянов стал губернатором в 31 год. И, по его собственному признанию, буквально молился на Назарбаева, считал его своим учителем. Примерно то же самое можно сказать и о Мухтаре Аблязове. Его можно сравнить с Анатолием Чубайсом - при его непосредственном участии была создана госкомпания KEGOK, аналог нашего РАО "ЕЭС России", и он был весьма успешным предпринимателем, возглавлявшим второй по величине банк в республике. Вот кто оказался в Казахстане на скамье подсудимых.
В непримиримых оппозиционеров Аблязов и Жакиянов превратились, когда потребовали наделить парламент реальными полномочиями, ввести выборность губернаторов, обеспечить свободные выборы, создать справедливую судебную систему и условия для демонополизации средств массовой информации. То есть когда потребовали того, что прописано во всех программных государственных документах. И ничего более. Но именно за это и пострадали.
Всероссийское движение "За права человека", возглавляемое Львом Пономаревым, подготовило обращение к президенту Путину с предложением вмешаться в судьбу Аблязова и Жакиянова, потому что "Россия не вправе пренебрегать нарушениями основных свобод человека в сопредельной стране и должна ясно заявить свою позицию по отношению к событиям, которые ставят под вопрос будущее союзнических отношений с Казахстаном".
Аналогичные обращения адресованы руководителям и парламентам Германии, Франции, Великобритании и США. И Вашингтон уже отреагировал: конгресс США рассмотрел соответствующую резолюцию, а потом прошли слушания в комитете по международным делам американского сената. Скажет ли Кремль свое слово - пока непонятно. Во всяком случае, Пономарев намерен просить Эллу Памфилову, назначенную недавно председателем комиссии при президенте РФ, донести информацию о происходящем в Казахстане до Владимира Путина.
Непонятно, почему российские демпартии и движения тоже никак не реагируют на произвол, творимый над их "соратниками по цеху". Валентин Гефтер, член совета правозащитного центра "Мемориал", присутствовавший вместе с Ковалевым и Пономаревым на процессах, недоумевает: "Наши демократы молчат. Совершенно непонятно, почему российский демократический выбор так ведет себя по отношению к казахстанскому┘"
Почему российские правозащитники так заинтересовались судьбой лидеров ДВК, лучше всего объяснил Сергей Ковалев: "Именно Россия виновна - речь идет о нравственной и исторической вине - в том, что в бывших советских республиках установились тоталитарные режимы. Мы все из сталинской шинели. Мы принесли туда советскую власть, изничтожили баев, а байские замашки подхватила партноменклатура, которая и сейчас остается у власти. Мы поддерживаем с ними отношения, обнимаемся и пожимаем руки, а происходящего там предпочитаем не замечать".
И Ковалев, и Гефтер, и Пономарев сходятся в одном (пусть это и звучит слишком пафосно): демократия в опасности. И в данном случае их заботит уже не судьба Казахстана, а судьба России. Проводить параллели - не такая уж хитрая задача.