0
793
Газета СНГ Интернет-версия

31.07.2002 00:00:00

Произвол по политическим мотивам

Тэги: казахстан, оппозиция, правозащитник


"Демократия в опасности!" - заявили российские правозащитники, выступившие в поддержку казахстанских оппозиционеров. Но опасаются они не за соседнее государство, они говорят о России.

Сергей Ковалев, Лев Пономарев и Валентин Гефтер собрались на прошлой неделе, чтобы рассказать о преследованиях двух сопредседателей движения "Демократический выбор Казахстана". Один из них - бывший министр энергетики, индустрии и торговли РК Мухтар Аблязов - уже получил шесть лет лагерей, а процесс над вторым - бывшим губернатором Павлодарской области Галымжаном Жакияновым - идет полным ходом.

Сергей Ковалев утверждает, что оба дела высосаны из пальца и по форме повторяют одно другое до мельчайших деталей: та же псевдооткрытость процесса с отказом в проведении аудио- и видеозаписей и пропуском в зал суда по спискам, составленным пресс-службой УВД, причем в списках - сплошь рабочие одного из местных предприятий┘ Как в советские времена. С той лишь разницей, что тогда залы заполнялись дружинниками, но тоже - с черного хода, и к началу работы суда попасть внутрь было невозможно.

Галымжана Жакиянова вслед за Мухтаром Аблязовым обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями. Однако ни у кого не вызывает сомнения, что подоплека дела совершенно иная - их судят по политическим мотивам. И это не нравится правозащитникам. "Эти люди выдвинуты самим Назарбаевым, - говорит Ковалев, - и это заметные люди, сдвинувшие экономику Казахстана с мертвой точки".

Другой известный правозащитник Лев Пономарев, подтверждая его слова, проводит параллель: "Они из той же когорты младореформаторов (по казахстанской терминологии - младотюрков), что и Егор Гайдар, Анатолий Чубайс и, если хотите, Владимир Путин в бытность свою замом Анатолия Собчака".

Оба казахстанских оппозиционера в свое время были лично обласканы Нурсултаном Абишевичем. Например, Жакиянов стал губернатором в 31 год. И, по его собственному признанию, буквально молился на Назарбаева, считал его своим учителем. Примерно то же самое можно сказать и о Мухтаре Аблязове. Его можно сравнить с Анатолием Чубайсом - при его непосредственном участии была создана госкомпания KEGOK, аналог нашего РАО "ЕЭС России", и он был весьма успешным предпринимателем, возглавлявшим второй по величине банк в республике. Вот кто оказался в Казахстане на скамье подсудимых.

В непримиримых оппозиционеров Аблязов и Жакиянов превратились, когда потребовали наделить парламент реальными полномочиями, ввести выборность губернаторов, обеспечить свободные выборы, создать справедливую судебную систему и условия для демонополизации средств массовой информации. То есть когда потребовали того, что прописано во всех программных государственных документах. И ничего более. Но именно за это и пострадали.

Всероссийское движение "За права человека", возглавляемое Львом Пономаревым, подготовило обращение к президенту Путину с предложением вмешаться в судьбу Аблязова и Жакиянова, потому что "Россия не вправе пренебрегать нарушениями основных свобод человека в сопредельной стране и должна ясно заявить свою позицию по отношению к событиям, которые ставят под вопрос будущее союзнических отношений с Казахстаном".

Аналогичные обращения адресованы руководителям и парламентам Германии, Франции, Великобритании и США. И Вашингтон уже отреагировал: конгресс США рассмотрел соответствующую резолюцию, а потом прошли слушания в комитете по международным делам американского сената. Скажет ли Кремль свое слово - пока непонятно. Во всяком случае, Пономарев намерен просить Эллу Памфилову, назначенную недавно председателем комиссии при президенте РФ, донести информацию о происходящем в Казахстане до Владимира Путина.

Непонятно, почему российские демпартии и движения тоже никак не реагируют на произвол, творимый над их "соратниками по цеху". Валентин Гефтер, член совета правозащитного центра "Мемориал", присутствовавший вместе с Ковалевым и Пономаревым на процессах, недоумевает: "Наши демократы молчат. Совершенно непонятно, почему российский демократический выбор так ведет себя по отношению к казахстанскому┘"

Почему российские правозащитники так заинтересовались судьбой лидеров ДВК, лучше всего объяснил Сергей Ковалев: "Именно Россия виновна - речь идет о нравственной и исторической вине - в том, что в бывших советских республиках установились тоталитарные режимы. Мы все из сталинской шинели. Мы принесли туда советскую власть, изничтожили баев, а байские замашки подхватила партноменклатура, которая и сейчас остается у власти. Мы поддерживаем с ними отношения, обнимаемся и пожимаем руки, а происходящего там предпочитаем не замечать".

И Ковалев, и Гефтер, и Пономарев сходятся в одном (пусть это и звучит слишком пафосно): демократия в опасности. И в данном случае их заботит уже не судьба Казахстана, а судьба России. Проводить параллели - не такая уж хитрая задача.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
415
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
472
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
279
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
364

Другие новости