Рабочие шахты настаивают на своих требованиях. Фото с сайта www.karaganda-region.gov.kz
Компания «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) подала на протестующих шахтеров в суд и требует признать забастовку незаконной. В акции участвуют 600 горняков всех восьми шахт Карагандинской области, принадлежащих АМТ. Власти напряжены, помня об уроках Жанаозеня 2011 года, когда противостояние нефтяников с властью, длившееся семь месяцев, вылилось в беспорядки и завершилось жестоким подавлением акции, в ходе которой 17 человек погибли, более 100 были ранены, десятки работников осуждены.
Забастовка горняков в Карагандинской области продолжается уже несколько дней. Шахтеры обещают протестовать до тех пор, пока их требования не будут выполнены. Едой и теплой одеждой бастующих обеспечивают жители города Шахтинска, где расположены предприятия. Напомним, 11 декабря ночная смена горняков, 200 человек, не вышла из забоя. Позже к ним присоединились рабочие других шахт АМТ. Они требуют повышения заработной платы на 100%, уменьшения пенсионного возраста до 50 лет, 100-процентной оплаты больничного листа, 13-й зарплаты, полной индексации зарплаты с начала года, отмены тарифной сетки, введения надбавки за работу в опасных пластах и др.
В компании утверждают, что зарплаты у работников на уровне 1000 евро. Однако шахтеры предоставили выписки бухгалтерских документов, где указана сумма в разы меньше в пересчете с национальной валюты – около 300–400 долл. Генеральный директор АМТ Парамжит Калон, прибывший в Караганду, провел переговоры с главой области Ерланом Кошановым. После чего карагандинский губернатор лично спускался в забой к бастующим шахтерам. Ему удалось уговорить подняться на поверхность тех, самочувствие которых ухудшилось, – всего около 150 человек. Остальные 600 человек намерены оставаться в шахтах под землей до полного удовлетворения своих требований.
Несмотря на то что беседа проходила в закрытом от прессы режиме, стали известны некоторые ее детали. Господин Калон получил от владельца компании Лакшми Миттала согласие на повышение зарплат шахтерам лишь на 30%. Свою позицию иностранные инвесторы подкрепляют цифрами. В частности, две из восьми входящих в состав АМТ шахт – нерентабельные. Их проще закрыть и покупать уголь из открытых карьеров или завозить из-за рубежа. В этом случае без работы останется свыше 2 тыс. человек. АМТ на крайний шаг идти не хочет, поэтому предложила горнякам смириться с небольшим повышением зарплат.
Не договорившись с рабочими, АМТ вчера подала на них в суд. Компания-владелец намерена признать действия рабочих незаконными. Судебные инстанции решают, принимать ли заявления к рассмотрению. Ответчиками помимо работников шахт выступят профсоюзы угольщиков и металлургов «Коргау» и «Жактау», сообщила пресс-служба суда Карагандинской области.
К переговорам инвесторов с шахтерами подключился премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Об этом журналистам сообщила депутат Сената парламента Казахстана Дарига Назарбаева. «Я знаю, что Сагинтаев держит этот вопрос на контроле, постоянно ведет телефонные переговоры с администрацией угольной компании. Министры также на эту тему высказывались. Так что без внимания этот вопрос не остается, поверьте», – сказала Дарига Назарбаева.
«Опыт Жанаозеня учтен, поэтому сегодня власть на самом высшем уровне напряжена и пытается содействовать решению трудового конфликта», – сказал «НГ» казахстанский политолог Айдос Сарым. Но по его словам, нужно учитывать несколько факторов, которые завели ситуацию в тупик. Первое – это приватизация угольной отрасли и передача ее инвестору. «Поскольку этот проект изначально был коррупционным, то инвестор лишь извлекает прибыль, а решение реальных проблем скинул на правительство. Второй момент системный – это архаичность угольной промышленности. Поэтому ситуация в отрасли хуже, чем можно предположить», – считает эксперт. Профсоюзы, которые могли бы представлять интересы рабочих, давно расформированы. Кризис, считает эксперт, назревал давно, и рано или поздно должно было к этому прийти. Проблема сложная, и решать ее нужно системно, в том числе разбираясь с контрактом, который был заключен. «К решению проблемы подключился премьер-министр. Он провел переговоры с владельцем компании Лакшми Митталом. По всей видимости, он посетит Шахтинск, где проходит акция, но позже, поскольку сейчас власти хотят спокойно провести День независимости Казахстана», – отметил Айдос Сарым.
По словам политолога, когда были высокие цены на нефть, правительство могло себе позволить залатать многие дыры за счет нефтяных денег, но теперь этого не было сделано. Две волны девальвации привели к тому, что валютная выручка компании АМТ выросла, а внутренний рынок просел. Зарплата шахтеров, упавшая до уровня 300 долл., никак не соответствует тяжелым условиям труда. «Поэтому сложившуюся ситуацию нужно решать в два этапа. Стабилизировать общественное мнение. Нужно понимать, что рабочие не могут долго находиться под землей. На силовые действия власть не пойдет. Главное, в течение нескольких дней продемонстрировать готовность к диалогу, чтобы общество могло выдохнуть. Второй этап должен дать ответ на вопрос, что такое угольная промышленность Казахстана, трудовые и социальные гарантии работникам и т.д.», – отметил эксперт.
Директор Группы оценки рисков (Алма-Ата) Досым Сатпаев, комментируя ситуацию, отметил, что целенаправленное ослабление казахстанского профсоюзного движения за все годы независимости привело к тому, что у людей не осталось надежной защиты в трудовых спорах. Зато власти в последнее время с высоких трибун любят твердить о создании «общества всеобщего труда». «Как они его собираются создавать, если сами же игнорируют необходимость повышения уровня жизни настоящих людей труда: шахтеров, учителей, врачей и др.? Зато депутаты не забывают иногда напоминать о необходимости повысить им зарплату. Но что-то не видно их праведного гнева в поддержку шахтеров. Казахстан превращается в страну искаженных ценностей. А еще удивляются, почему молодежь не хочет идти работать в шахты, школы или заниматься сельским хозяйством», – сказал «НГ» Досым Сатпаев. Эксперт считает, что если иностранные владельцы компаний пришли в Казахстан лишь для того, чтобы заработать деньги, экономя на всем, то казахстанским чиновникам стоит задуматься о том, сколько недовольных людей эти владельцы оставят после себя. «Поэтому сейчас и в будущем спрос будет с власти, которая когда-то привела этих инвесторов в Казахстан», – сказал Сатпаев.
На момент подписания номера в печать суд города Шахтинска приостановил забастовку шахтеров четырех угольных предприятий.