Архитектура армяно-российских отношений в основе своей была выстроена в контексте распада СССР и последовавших за этим событий, которые со временем дополнялись и обогащались – как реакция на возникающие вызовы и возможности. Однако очевидно, что времена изменились, подверглись существенным переменам также ключевые обстоятельства и условия, которые заложены в основу не только общей внешней политики Армении, но и в целом архитектуры армяно-российских отношений. Самое главное, значительные трансформации во многих аспектах пережили собственно и наши страны – Армения и Россия.
Российско-армянские отношения на сегодня нуждаются в стратегическом пересмотре, нацеленном на будущее. Необходима совершенно новая архитектура этих взаимоотношений, в основу которой будет заложено правильное и сбалансированное сочетание реальных приоритетов Армении и региональной политики России. И это вполне возможно.
Новая архитектура союзнических отношений должна заключаться в максимально эффективном сопоставлении внешней политики двух стран; в использовании при решении проблем военно-политического сотрудничества и безопасности новых инструментов, адекватных вызовам современности, способных обеспечивать исчерпывающие ответы на все существующие вопросы и возможные вызовы от севера до юга, от востока до запада, – и все это посредством действенного сочетания военно-политических, экономических, информационных и других ресурсов.
Армяно-российские отношения зачастую характеризуются как особые. Подобная оценка, конечно же, уместна. Однако справедливости ради нужно отметить, что как с армянской, так и с российской позиции эти отношения прежде всего основаны на историческом прошлом, на памяти двух народовоб этом прошлом и лишь потом на существующих политических реалиях. Политический прагматизм, однако, требует трезвого анализа динамики армяно-российских отношений в постсоветский период для выявления ключевых проблем, игнорирование которых может навредить жизнеспособности архитектуры армяно-российского союзничества в будущем.
После распада СССР во многих республиках прежние братские народы, провозгласившие независимость и оказавшиеся в совершенно новой геополитической ситуации, в свете новых политических и исторических событий начали иначе интерпретировать свою историю. Погрязшие в сложных вопросах собственной безопасности, в социально-экономических проблемах и в поиске их решений, они не заметили или притворились, что не замечают, как заложенная в основу процесса формирования независимых государств идея антисоветизма или противостояния центру постепенно, шаг за шагом, наряду со становлением национального суверенитета, по силе инерции и не без систематического, масштабного, последовательного внешнего вмешательства начала трансформироваться в антироссийские настроения.
В силу отсутствия более жизнеспособных моделей углубление отношений с Россией, вовлеченность в региональные интеграционные объединения с участием РФ мало-помалу начали восприниматься в качестве якобы усиливающейся угрозы национальному суверенитету. На деле же подобный подход лишал реального содержания саму идею национального суверенитета, зачастую вытесняя ее в плоскость иррациональных и нереалистичных поисков. Осознанно или нет, эта ошибочная и губительная позиция подпитывается опрометчивыми и провокационными заявлениями, периодически озвучиваемыми некоторыми представителями российского общества, что способствовало росту антироссийских настроений и послужило хорошим подспорьем для кругов и организаций, задавшихся целью распространения таких настроений в странах, на пути становления своей независимости.
Со временем и на фоне смены поколений в общественном восприятии как в Армении, так и в России значимость и содержание двусторонних отношений подверглись переосмыслению. Если у старшего поколения армяно-российские отношения продолжают вызывать ностальгические настроения, то многие кто помоложе, в основном исходя из личных представлений о национальных интересах и национальном суверенитете, под спонтанным влиянием различных событий пришли к иррациональным и разрушительным умозаключениям, которые наглядно отражаются в формулировках в духе «А куда вы денетесь из нашей зоны влияния? Турки же вас уничтожат», распространенных в российских кругах. С другой стороны, в армянских кругах бытует убеждение, что «в случае неразрешимых проблем с Россией Армения, бесспорно, пострадает, но Россия пострадает сильнее, потеряв весь Южный Кавказ». О том же, какую значимость придает армяно-российским отношениям молодое поколение, несмотря на политические реалии, свидетельствуют социологические опросы, согласно которым среди армянских детей Россия воспринимается практически также, как Франция, Германия, Соединенные Штаты или Италия, а в глазах российских детей Армения практически то же, что Словакия, Узбекистан, Азербайджан или Турция. И в этом наша общая вина.
Излишне пытаться понять процесс формирования разлагающих отношения язв и устремления некоторых кругов, которые вместо рациональной оценки национальных интересов и их сопоставления подпитывали взаимные сомнения, подталкивая каждую из сторон к собственным не озвучиваемым размышлениям и расчетам. Очевидно, что время требует перелома подобного хода развитий.
Иногда в форме официальных документов, а порой и вовсе вне рамок публичной повестки наши страны зачастую придают большее, чем можно даже представить, значение содержанию и целесообразности так называемой сбалансированной внешней политики. На практике это нередко приводит к парадоксальным ситуациям и доминированию устаревших с точки зрения практической политики концепций. Имея стратегические союзнические отношения с Россией, Республика Армения обеспечивает баланс за счет сотрудничества с иными центрами силы. Россия, в свою очередь, также в контексте своей региональной политики, балансирует отношения с Арменией развитием сотрудничества с Азербайджаном. В итоге получается нелогичная картина, когда в выигрыше не остаются ни Армения, ни Россия.
Новая архитектура армяно-российских союзнических отношений должна посредством определенных трансформаций перенести их историческую исключительность в будущее, приняв за основу национальные жизненные интересы двух народов, политический прагматизм и уроки прошлого. Один из таких уроков и реальная политика наших дней молча, но убедительно свидетельствуют, что ничто не может настолько эффективно, целостно и долгосрочно гарантировать защиту легитимных жизненных интересов России в нашем регионе, как абсолютно надежная, сильная, безопасная и развивающаяся армянская государственность. Точно так же ничто иное не может гарантировать безопасного и целостного существования Республики Армения и армянского народа, их мирного развития, благополучия, кроме как армяно-российский союз, получивший новое содержание и перспективу, свободный от влияния разрушающих стереотипов и губительных подходов, которые не имеют ничего общего с национальными интересами армянского народа.
Подобная претенциозная модель отношений своим содержанием призвана доказать, что тесное сотрудничество с Россией – это не вызов национальному суверенитету Армении, а с точностью до наоборот – единственный реалистичный насегодня путь, создающий перспективу наполнения концепта национального суверенитета необходимым и реальным содержанием, укрепления его основ, гарантий вечного развития, а также предоставляющий возможность открыть исходящую из реальности парадигму карабахского урегулирования.
Трансформированная архитектура союзнических отношений должна стать новым и мощным сигналом поддержки, доверия и защищенности для живущих в разных странах и сталкивающихся с трудностями наших соотечественников и армянских общин, как это было на Ближнем Востоке. Это будет месседж о том, что Родина всегда рядом, стоит на их защите, причем не на словах, а на деле, благодарямногократно усилившемуся армяно-российскому союзу, куда более действенным методам и ресурсам.
Наряду с рациональной оценкой собственного опыта и уроков истории новая формула союзничества должна служить источником дополнительной уверенности при выстраивании актуальных моделей взаимоотношений и мирного сосуществования с соседними странами и народами, исходя из логики «быть открытыми для контактов, сотрудничества и мирного сосуществования и быть уверенными в продвижении собственных интересов и стремлений».
Новая архитектура армяно-российских стратегических союзнических отношений должна объединять все ресурсы двух братских народов по формуле «два государства – одна цель». Она может и должна служить примерной моделью отношений и в результате стать – как в нашем регионе, так и за его пределами – удавшимся примером того, чего можно ожидать от сотрудничества с Россией, когда в основе отношений лежит взаимное доверие, хладнокровная и прагматичная оценка собственных интересов и политическая воля служить исключительно и только интересам своей страны и ее граждан. В свою очередь Россия на сегодня больше, чем когда-либо, нуждается в такой успешной модели союзнических отношений, которая будет служить источником гордости. Модели, которую можно будет демонстрировать ближайшему окружению и всему миру так же, как на протяжении десятилетий мир ссылается на удачный пример взаимоотношений Соединенных Штатов Америки и Государства Израиль.
комментарии(21)
0
Karen 09:53 20.04.2019
Интересно очень. Новый взгляд на построения отношений в постсоветском пространстве. Интересно что Назарбаева хотят сделать почетным председателем ЕврАзЭС. Было бы лучше, если всех стариков везде поставили на такие почетные должности и открыли дорогу таким политикам. Они везде есть, но почему то мы слышем только всяких либералов и нациков, а не таких прагматиков , как автор этого текста.
0
Карине 10:00 20.04.2019
Российско-армянским отношениям нужна перезагрузка. Автор предлагает новую идею - стать для России тем же, что Израиль для США. У них получилось поддерживать друг друга во всех вопросах! Армения и Россия на этом этапе действительно нуждаются друг в друге, и хорошо, что такое понимание в Армении есть. Надеемся, что эту идею в Армении многие разделяют. Впрочем, как и в России... А то куда нам друг без друга???
0
Юлия 10:28 20.04.2019
Армения для России, как Израиль для США? А почему бы и нет?
0
Naira 10:37 20.04.2019
Эта тема крайне актуальна, и в сложившейся ситуации ожидаются только резкие изменения, что и, безусловно небходима.