Виктор Медведчук сообщил, что сам пришел на допрос в Генпрокуратуру. Фото Reuters
В среду вечером в Киеве собирались задержать Виктора Медведчука – народного депутата, одного из лидеров партии «Оппозиционная платформа – За жизнь», кума Владимира Путина. Он приехал в офис генпрокурора и заявил, что с подозрением ему еще не знаком, скрываться от следствия не намерен. Верховная рада в 2020-м отменила депутатскую неприкосновенность, и согласия парламента на задержание и арест депутата не требуется.
Генпрокурор Ирина Венедиктова сообщила в соцсети: «Народные депутаты М. и К. (Медведчук и Козак. - «НГ») подозреваются в госизмене и покушении на разграбление национальных ресурсов в украинском Крыму. По результатам обысков, местонахождение нардепа М. не установлено, а потому СБУ принимаются соответствующие меры по его установке и вручении ему ходатайства о содержании под стражей».
Напомним, в феврале Совет нацбезопасности и обороны Украины ввел санкции против Козака, Медведчука и их жен. Тогда в СМИ звучала формулировка о «финансировании терроризма». Речь шла о схемах по поставкам в Украину через российскую территорию угля, добытого в районах, подконтрольных ДНР/ЛНР. Следствием зимних санкций стало, в частности, прекращение вещания трех оппозиционных телеканалов – «NewsOne», ZIK, «112 канал». Кроме того, встал вопрос о национализации нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс».
Сейчас Генпрокуратура и Служба безопасности Украины (СБУ) представили новые обвинения в адрес Медведчука и Козака. По статье о госизмене расследуются два эпизода. Один связан с созданием организации «Проминь» («Луч»), которая официально занималась выдачей украинским студентам грантов на обучение в России и трудоустройством украинцев в РФ. «Но настоящая цель – создание инфраструктуры влияния в пользу РФ за счет трудовых мигрантов», – заявили в СБУ. Другой эпизод Генпрокуратура и СБУ только обозначили: якобы в августе прошлого года Медведчук передал находившемуся в то время в России Козаку (для дальнейшей передачи российской стороне) секретную информацию о дислокации замаскированного подразделения ВСУ. Ирина Венедиктова отметила, что передача информации была «подарком спецслужбам РФ. По мнению следствия, именно им предназначался этот подарок. Что это, если не нанесение ущерба обороноспособности нашей страны?».
Дело о разграблении крымских ресурсов связано с перерегистрацией в России бывшей украинской компании «Новые проекты», которая получила право разрабатывать участок «Глубокий» газового месторождения на шельфе Черного моря. Украинское следствие считает, что фирма связана с Медведчуком. И кроме прочего подозревает оппозиционного политика в том, что, зарегистрировав фирму в РФ, он фактически признал российский статус Крыма. Отметим, что сам Медведчук публично всегда придерживался официальной линии Киева, согласно которой Крым является «временно оккупированной территорией Украины». В связи с этим Владимир Путин в 2017 году, отвечая на вопросы в рамках «Прямой линии», иронично назвал Медведчука «украинским националистом».
Националисты и радикалы в Украине всегда считали политика представителем и одним из лидеров «пятой колонны Москвы». Атаки на закрытые теперь оппозиционные телеканалы начались задолго до введенных в этом году санкций. Но Медведчук чувствовал себя в безопасности: по его словам, по поручению президента Петра Порошенко он проводил переговоры с российскими чиновниками и представителями ДНР/ЛНР. Решались такие вопросы, как обмены пленными. В 2015 году обсуждались схемы поставок электроэнергии в Крым.
Политолог Владимир Фесенко ранее сказал Радио «Свобода», что Порошенко и Медведчук контактировали, но их отношения были, видимо, деловыми, а не дружескими. «По нефтепродуктопроводу, который как раз при Порошенко перешел под контроль Медведчука в результате сомнительного судебного решения, возможно, были какие-то договоренности между Порошенко и Медведчуком», – сказал эксперт. Он отметил, что Медведчук был нужен Порошенко как человек, напрямую контактирующий с Путиным: «Какое-то сотрудничество между Порошенко и Медведчуком, несомненно, было, но с обеих сторон оно носило очень циничный характер. Они нужны были друг другу».
Политолог Андрей Золотарев считает, что ситуация может быть даже сложнее, чем кажется на первый взгляд: «В Минских соглашениях определенно была и непубличная часть, благодаря которой Медведчук имел «зеленый свет» в бизнесе и охранную грамоту. Порошенко к этим договоренностям, похоже, относился куда серьезнее, чем к самим Минским соглашениям». По мнению политолога, в период президентства Порошенко Медведчук явно пользовался высоким покровительством, без которого «не смог бы получить ни финансовый, ни медийный, ни политический ресурс. Причем получил столько, сколько не получал ни при каком ином президенте… Все угрозы и громкие декларации оставались сотрясением воздуха и не переходили в плоскость конкретных решений. Конечно, это расслабляет, не позволяет реально оценивать ситуацию и трезво относиться к своим возможностям».
Эксперты в Киеве напоминают, что лидеры «Оппозиционной платформы – За жизнь» регулярно и публично встречались с российским руководством, привозя из Москвы предложения о возобновлении прямых поставок российского газа, о производстве в Украине российских вакцин от коронавируса и т.п. Более того, только эта политическая партия в Украине открыто выступала за прямые переговоры с руководством ДНР/ЛНР и за выполнение Минских соглашений в том порядке, в котором записаны их пункты. Официальная же позиция сводится к тому, что соглашения следует разделить: вначале выполнить все пункты, посвященные обеспечению безопасности, затем (уже после ликвидации системы республик) – политические пункты. Иначе итогом выполнения Минских соглашений стала бы легализация ДНР/ЛНР, считают в Киеве. Получается, что в этом вопросе партия Медведчука заняла позицию, противоречащую официальным взглядам Киева и совпадающую с мнением ДНР/ЛНР, а также России.
Хотя еще во время президентства Порошенко «Оппозиционную платформу – За жизнь» обвиняли в «сотрудничестве с агрессором», никаких официальных уведомлений о подозрении в госизмене не было. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк в комментарии «Украинской правде» заявил: «Только политическое покровительство власти в течение многих лет помогало Медведчуку избегать внимания правоохранительных органов и прокуратуры». В то же время руководитель СБУ Иван Баканов в ходе брифинга во вторник не ответил на вопрос журналиста о том, планирует ли следствие предъявлять уведомления о подозрении бывшим представителям украинской власти, которые не препятствовали и, возможно, способствовали деятельности Медведчука. «Это очень тяжелый вопрос, на который мы дадим ответ чуть позже», – сказал Баканов.
Во вторник правоохранители не смогли даже вручить уведомление о подозрении. Как пояснил Баканов, Козак находится в России, а Медведчук не выезжал из Украины, но его не смогли найти. Как выяснилось, в день обысков политик находился в Киевской области. В среду он вернулся домой. Адвокаты сообщили, что Медведчук намерен явиться в Генпрокуратуру «для участия в следственных действиях и доказать абсурдность всех выдвинутых против него обвинений». Сам политик еще накануне обнародовал заявление, в котором подчеркнул, что подозрение в госизмене «сфабриковано властью».
Партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» заявила о политических репрессиях, последовавших после организации оппозицией празднования в Украине Дня Победы. «9 мая власть убедилась, что идеи «Оппозиционной платформы – За жизнь» разделяет и поддерживает подавляющая часть нашего общества, для которой является священным подвиг братских народов, остановивших фашизм, сегодня поднимающий голову в Украине», – сказано в документе. Партия оставила за собой право «обратиться к украинскому народу для того, чтобы принять все необходимые меры и ограничить произвол и беззаконие, ограбление и геноцид граждан, преследование инакомыслящих». Прямой намек на возможность акций протеста вряд ли испугает власть. Хотя «Оппозиционная платформа – За жизнь» занимает 2–3-е место среди всех политических партий по уровню поддержки избирателей, сам Виктор Медведчук не является лидером национального масштаба.
«Россия не собирается вмешиваться в ситуацию с Медведчуком, это внутреннее дело Украины», – сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Киев
комментарии(0)