Дмитрий Кулеба считает, что Украина может вступить в НАТО уже в следующем году. Фото Reuters
Надежды Киева на то, что саммит НАТО определит хотя бы приблизительное время подписания Плана действий по получению членства (ПДЧ), не оправдались. Украинской стороне стоило больших дипломатических усилий добиться хотя бы упоминания ПДЧ в итоговом документе саммита. Не услышав конкретики в Брюсселе, команда президента Владимира Зеленского намерена продолжить разговор в Вашингтоне.
Как известно, президент Джозеф Байден на прошлой неделе пригласил Владимира Зеленского в США. Визит планируется на вторую половину июля. Украинский президент в интервью западным СМИ сказал на днях, что собирается задать Байдену прямой вопрос о перспективах подписания ПДЧ. Так же прямо Зеленский в день саммита сформулировал свою позицию в телефонном разговоре с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном: «Мы сделали все, что нужно для получения Плана действий относительно членства. Пришло время, чтобы наши партнеры и союзники поддержали Украину конкретными действиями и решениями».
В начале года в Киеве звучали заявления о возможности подписания ПДЧ с НАТО в этом году. Весной говорилось уже не о ПДЧ, а о «дорожной карте»: украинская сторона надеялась, что на саммите НАТО будет утвержден перечень задач, выполнение которых станет условием для подписания ПДЧ. Лидеры стран – членов НАТО по итогам саммита могли бы определить сроки сближения Украины с альянсом. Но еще до начала переговоров генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг четко заявил, что речь может идти только об очередном подтверждении принятого еще в 2008 году решения Бухарестского саммита о политике открытых дверей в отношении Украины и Грузии. «Но мы не предоставляли никаких дат, и мы не будем предоставлять таких дат и сегодня. Наше внимание сосредоточено на реформах», – сказал Столтенберг.
В итоговом документе саммита сказано: «Мы поддерживаем решение, принятое на Бухарестском саммите, что Украина будет членом альянса с Планом действий в отношении членства как неотъемлемой частью процесса; мы подтверждаем все элементы этого решения, а также последующие решения, включая то, что каждый партнер будет оцениваться по достоинству. Мы твердо поддерживаем право Украины определять свое будущее и свой внешнеполитический курс без вмешательства извне. Ежегодные национальные программы в рамках комиссии НАТО–Украина остаются механизмом, с помощью которого Украина продвигает реформы, связанные с ее стремлением к членству в НАТО».
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в колонке, опубликованной «Новым временем», отметил, что приведенные формулировки выглядят как нечто обыденное, если не учитывать контекст. «Еще за пару дней до саммита упоминания ПДЧ для Украины не было в тексте декларации. Это правда, что мы его буквально «выгрызли» в последний момент – благодаря собственной настойчивости, честному разговору с НАТО и твердой поддержке ключевых наших друзей», – рассказал он. Кулеба обратил внимание еще на один важный для Украины момент: «Нынешняя декларация – это, по сути, план действий нового НАТО, в котором США помирились с остальными союзниками. И теперь с новыми силами альянс будет работать над достижением поставленных целей; поддержкой определенных друзей, в том числе и Украины; сдерживанием определенных соперников, в том числе и России».
Украинский министр не исключил, что ПДЧ может быть подписан в 2022 году. Он отметил: «Мы должны продолжать реформы, но мы не должны воспринимать как должное ситуацию, когда отдельные страны – члены НАТО лозунг о реформах в Украине делают оправданием для сокрытия собственного нежелания раздражать Россию». Кстати, еще до начала саммита Дмитрий Кулеба сказал журналистам, что Украина не рассчитывает на конкретные решения сейчас, но надеется «начать эту дискуссию и запустить процесс, который приведет в конце концов к предоставлению ПДЧ для Украины». Он пояснил, почему возникают препятствия: «К сожалению, несколько стран среди союзников (Украины. – «НГ») все еще руководствуются логикой – не провоцировать Россию. И считают, что сидеть и ничего не делать – это лучший способ удержать Россию… Мы им вместе с другими партнерами, которые разделяют нашу точку зрения (о необходимости сближения Украины с НАТО. – «НГ»), всячески доказываем, что их логика ошибочна. Но это требует времени».
Владимир Зеленский ранее соглашался с тем, что Украине следует продолжать реформы. Но подчеркивал, что стране уже сейчас, безотлагательно нужна поддержка в виде подписания ПДЧ. В понедельник вечером украинский президент поблагодарил лидеров стран – членов НАТО «за вполне логичное решение, которое полностью подтвердило решение Бухарестского саммита НАТО 2008 года». Он отметил: «Вместе с тем в решении нынешнего саммита отсутствуют конкретные временные рамки следующих шагов по нашему сближению с НАТО, на которые мы надеялись». Зеленский подчеркнул: «Украина, не будучи членом НАТО, уже сегодня вносит свою весомую долю в обеспечение евро-атлантической безопасности. Противостояние российской агрессии на востоке, во время которого, к сожалению, продолжают гибнуть украинские воины, является нашим бесценным вкладом в безопасность всего евро-атлантического пространства». Зеленский собирается продолжить разговор о ПДЧ в ходе переговоров с президентом США в конце июля: «Роль Украины в обеспечении глобальной безопасности должна быть надлежащим образом оценена».
Примечательно, что Джозеф Байден в ходе брифинга после саммита НАТО частично ответил на вопросы Зеленского. По сообщению «РБК-Украина», американский президент сказал, что решение о подписании ПДЧ зависит не от него, а от всех стран – членов альянса. И добавил, что убеждать сомневающихся нелегко. Отвечая на вопрос о том, являются ли боевые действия на территории Украины препятствием для сближения с НАТО, он сказал: «Мой ответ – нет. Вот в чем дело: в первую очередь нужно избавиться от коррупции, соответствовать другим требованиям, которые предъявляются (странам, являющимся потенциальными кандидатами. – «НГ»), выполнить ПДЧ».
Звучащие с 2008 года обтекаемые формулировки о реформах, необходимых для подписания ПДЧ, раздражают многих в Киеве. Ведь подписание ПДЧ означает не завершение, а новый этап реформ. Замглавы офиса президента Андрей Сибига заявил «Европейской правде», что на сегодня Украина провела все реформы, необходимые для подписания ПДЧ. В свою очередь, министр обороны Украины Андрей Таран, по сообщению пресс-службы, отметил: «Благодарны НАТО за взаимодействие и политику открытых дверей. Наше партнерство является крайне важным. Мы чувствуем поддержку организации в противостоянии глобальным угрозам, таким как агрессивные политика и действия России… Мы уже готовы к новому уровню сотрудничества, который будет предусматривать более быструю интеграцию Украины в архитектуру безопасности альянса».
Политический эксперт Тарас Загородний в колонке для «Главреда» отметил, что решения Брюссельского саммита НАТО «не содержат ничего нового, не приближают и не отдаляют Украину от НАТО. Подобные коммюнике по итогам саммитов – это как Будапештский меморандум: декларация и не более того. Расшифровать это сообщение можно так: Украина станет членом НАТО, но у нас такая процедура, что она никогда им не станет». Загородний напомнил о принятой в НАТО системе коллективной защиты и об украинских проблемах с территориями: «Единственный вариант, при котором Украину могут сейчас принять в НАТО, для нас неприемлем. Это может произойти, если Украина признает, что Крым и отдельные районы Донецкой и Луганской областей не являются украинской территорией. Однако тот украинский политик, который посмеет об этом заявить, может на следующий день даже не приходить на работу». По мнению Загороднего, единственный важный момент, содержащийся в итоговом документе НАТО, лежит не в практической, а в политической плоскости: «Прозвучала четко сформулированная позиция Запада, в первую очередь США, относительно членства Украины в НАТО. А это важно накануне переговоров Байдена и Путина».
Киев
комментарии(0)