Вынужденная посадка в аэропорту Минска самолета Ryanair стала скандальной. Фото Reuters
Белорусские власти готовятся к заседанию Совета ИКАО (Международной организации гражданской авиации), на котором будет рассмотрен их запрос о незаконном введении санкций в связи с принудительной посадкой в Минске самолета компании Ryanair в мае прошлого года. Чиновники и государственные пропагандисты утверждают, что самолет никто не угонял, и требуют отмены ограничений и извинений. Эксперты, знакомые с тестом доклада ИКАО, говорят, что в Минске пытаются подменить понятия.
Заседание Совета ИКАО, на котором будет обсуждаться доклад об инциденте с посадкой самолета компании Ryanair в Минске, состоится 31 января. Об этом сообщается в пресс-релизе организации. Там также уточняется, что на нем речь пойдет о дальнейших мерах в отношении Белоруссии в свете тех выводов, которые делают авторы доклада. «Совет также рассмотрит запрос Беларуси относительно того, что государство считает незаконными ограничениями или санкциями, которые были наложены на него после этого события другими государствами и ЕС», – говорится в пресс-релизе.
Напомним, что инцидент с самолетом компании Ryanair, следовавшим из Афин в Вильнюс, произошел в мае прошлого года. Власти Белоруссии сообщили, что получили информацию о бомбе на борту, которая взорвется, если самолет приземлится в Вильнюсском аэропорту, и вынудили его сесть в Минске. Письмо якобы было подписано солдатами ХАМАС, и они требовали, чтобы Израиль прекратил огонь в Секторе Газа, а Евросоюз перестал его поддерживать.
Из севшего в Минске самолета власти сняли оппозиционного журналиста Романа Протасевича и его подругу Софью Сапега. По версии официального Минска, журналиста они обнаружили на севшем борту «совершенно случайно», а до посадки самолета об этом не знали. Ни общественность, ни эксперты, разумеется, в это не поверили и были убеждены, что самолет посадили именно для этого. Тот факт, что перемирие между Израилем и ХАМАС было заключено двумя днями ранее, был еще одним поводом для недоверия к версии официального Минска. Итогом инцидента стало прекращение авиасообщения между Белоруссией и странами ЕС.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) начала расследование этого инцидента и в начале этой недели сообщила, что оно закончено, а итоговый доклад отправлен всем государствам – членам ИКАО.
В Минске заявили, что изучают доклад и первые выводы говорят о том, что ИКАО «приняла доказательства белорусской стороны». «Наиболее важно, что группа по установлению фактов приняла доказательства белорусской стороны о том, что перехвата, принуждения к посадке либо изменения маршрута самолета Ryanair со стороны Беларуси не было, в частности, военным самолетом МиГ-29, о котором ранее заявлялось», – сказал по этому поводу глава Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский.
Напомним, что самолет МиГ-29 вылетел по направлению к борту Ryanair и сопровождал его. Самой первой версией экспертов было, что именно он своими действиями вынудил воздушное судно сесть. История с письмами ХАМАС возникла позже.
Государственное информационное агентство Белта, в своих комментариях также акцентирует внимание на том, что МиГ-29 «не угонял» самолет Ryanair. Агентство приводит слова эксперта аналитического портала RuBaltic Алексей Ильяшевича. «Согласно доказательствам, представленным Беларусью, между МиГ-29 и RYR ITZ не было сопровождения или перехвата, и на радиоканалах, используемых RYR ITZ, не было зафиксировано сообщений МиГ-29. Согласно информации, предоставленной летным экипажем и бортпроводниками, не было никакой связи, взаимодействия, визуального наблюдения или других сведений об участии военных самолетов в полете», – цитирует он доклад ИКАО. По его мнению, это «в пух и прах разбивает версию об угоне самолета». «Потому что угон или акт государственного пиратства, как тогда говорили, предполагает какое-то насильственное действие: прилетел истребитель и приказал поворачивать на Минск – это похоже на угон. Но истребитель с экипажем Boeing не взаимодействовал, никому не угрожал и летел где-то очень далеко», – цитирует Белта Алексея Ильяшевича. «Поэтому давайте говорить прямо: Евросоюз просто так запретил своим авиакомпаниям совершать рейсы над Беларусью. Белорусским авиакомпаниям просто так запретили использовать воздушное пространство ЕС и Украины», – делает он вывод и заявляет, что в этой ситуации ЕС должен отменить санкции против Белоруссии, компенсировать убытки и принести официальные извинения.
Доклад ИКАО не публиковался в открытых источниках, однако некоторые СМИ смогли ознакомиться с его содержанием. В частности, подробный анализ доклада сделал портал Zerkalo.io. Согласно их информации, ИКАО в своем докладе говорит о том, что пилоты борта не получили от диспетчера из Минска ясной и четкой информации о том, что происходит, им также не дали возможности связаться к компанией Ryanair. Тогда как задача диспетчера именно в том и состоит, чтобы дать пилотам максимум информации и возможность принять решение. Власти Белоруссии не смогли представить экспертам ИКАО и того письма о бомбе на борту, которое стало поводом для перенаправления самолета в Минск. Оно якобы удалено автоматически, а остался только скриншот и второе письмо. Однако второе было послано уже после того, как о бомбе сообщили экипажу.
Что касается истребителя, то, согласно докладу, его роль в посадке и вовсе не рассматривалась – экипаж его не видел и не знал о его существовании.
Действия белорусских служб также дают основания полагать, что они знали, что никакой бомбы нет, следует из доклада: пассажиров эвакуировали медленно, не просили идентифицировать свой багаж, обыскивали само воздушное судно поверхностно, а багаж пассажиров проверяли в том месте, которое могло находиться в зоне взрыва, если бы на самолете действительно была бомба.
Как сообщалось ранее, тот авиадиспетчер, который связывался с бортом Ryanair, бежал из Белоруссии в Польшу. Там Олег Галегов сообщил польским следователям, что это была спецоперация КГБ. ИКАО возможности пообщаться с ним не имела, и его показания в докладе отсутствуют.
Минск
комментарии(0)