Владимир Зеленский ожидает от украинских военных справедливого законопроекта о мобилизации. Фото с сайта www.president.gov.ua
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что ожидает от военных современного справедливого законопроекта по мобилизации, который исключил бы облавы на призывников и обеспечил ротацию военнослужащих. По мнению военных, заменить тех, кто давно на фронте, пока не получится. Заявленные Киевом показатели общей численности ВСУ и уровня боевых потерь не соответствуют реалиям, но свидетельствуют о значительном исчерпании ресурса для нового призыва и растущих рисках тотальной мобилизации.
Похоже, ответственными за допущенные перегибы в мобилизационных мероприятиях в Киеве хотели бы сделать представителей ТЦК и СП (территориальных центров комплектования и социальной поддержки, заменивших прежние военкоматы).
С тем чтобы перевести на них общественное недовольство в связи с анонсированным новым этапом мобилизации. Во всяком случае, министр обороны Украины Рустем Умеров сообщил в понедельник, что его ведомство проводит внеплановые проверки ТЦК и СП. В ходе таких инспекций фиксируется множество нарушений и ведется работа над системным решением выявленных проблем, рассказал глава Минобороны.
Одновременно и украинский лидер Владимир Зеленский в интервью немецкому телеканалу назвал неправомерной сегодняшнюю практику, когда военкомы разыскивают и хватают призывников на улицах. «Они не должны этого делать», – отметил президент. И добавил, что попросил депутатов и представителей Вооруженных сил Украины (ВСУ) в новом варианте законопроекта о мобилизации исключить вероятность подобных действий. По его словам, на сегодня имеются возможности для применения более современных диджитал-форматов с привлечением цифровых технологий. Коме того, новый проект призван обеспечить справедливую ротацию для тех военнослужащих, что находятся на фронте с начала специальной военной операции (СВО) РФ в феврале 2022 года. «В мобилизации важен момент демобилизации. Многие отвоевали, много дней. Есть люди, что все 700 дней на поле боя… Нужны справедливые ротации, нужно давать широкие отпуска», – аргументировал Зеленский. И попутно оценил потенциальный ресурс для призыва, подчеркнув, что украинская армия сейчас насчитывает примерно 880 тыс. военнослужащих. При этом общее число жителей страны составляет 30 млн человек и еще порядка 6,5–7,5 млн выехало за ее пределы, уточнил президент.
Напомним, упомянутый законопроект, которым предписывалось в том числе призвать на службу инвалидов третьей группы и студентов, получающих второе «непрофильное» высшее образование, был представлен правительством в Верховную раду Украины в конце декабря 2023 года на фоне провалившегося контрнаступления ВСУ. Но поскольку документ, призванный обеспечить новую мобилизационную волну (всего планировалось призвать до 500 тыс. человек), на практике тут же породил шквал критики, его в середине января отправили в кабмин на доработку. И на днях украинский военно-политический обозреватель Александр Коваленко в комментарии для СМИ предостерег от планов по масштабному одномоментному призыву до 450–500 тыс. человек, так как «ни одна мобилизационная система не выдержит такой нагрузки». По его прикидкам, если рассмотрение отправленного на доработку проекта будет отложено на февраль, то новые мобилизационные мероприятия стартуют не раньше марта, а первая ротация сможет состояться лишь в конце лета – начале осени.
«Конечно, демобилизация нужна, отдых нужен. Но мы с вами живем в реальности. Для того чтобы кто-то пошел отдыхать, надо, чтобы кто-то его заменил», – в свою очередь, подчеркнул в обнародованном в понедельник интервью командир 13-й бригады оперативного назначения Национальной гвардии Украины полковник Игорь Оболенский. По его оценке, в ближайшие полгода-год наладить ротацию военнослужащих в ВСУ не удастся. Притом что и законопроектом по мобилизации вероятность демобилизации регламентировалась лишь по истечении 36-месячного срока пребывания на передовой.
В то же время были озвучены и показательные оговорки относительно необходимого срока подготовки мобилизованных. Так, отвечающий за подготовку в командовании сухопутных войск ВСУ генерал-майор Виктор Николюк заверил накануне, что соответствующие центры способны подготовить к службе и 100, и 200, и 500 тыс. призывников. Причем если ранее соответствующие программы были рассчитаны на несколько месяцев, то теперь их сократили и скорректировали, сделав упор на практическую составляющую. Конечно хотелось бы в голову каждого призывника вложить все те тонкости, которые позволили бы ему в дальнейшем выполнить боевое задание и сохранить свою жизнь. Но с учетом текущих реалий предполагается, что подготовка уже направленных в части военнослужащих продолжится на месте еще в течение 2–3 недель непосредственно перед выполнением боевых задач, пояснил Николюк.
Однако насколько эффективным может оказаться обучение новобранцев, сокращенное с нескольких месяцев едва ли не до нескольких недель?
Как заметил «НГ» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, срок подготовки украинских призывников к прошлогоднему контрнаступлению в ВСУ даже увеличили – с трех до шести месяцев. Но это не дало особого результата, так как многие украинские подразделения были разгромлены еще на подходе к первой линии обороны РФ. А тут сроки боевой подготовки собираются еще более урезать. Хотя понятно, что если за несколько недель человек и научится нажимать на курок, он не сумеет за это время обрести умение выживать на поле боя. Тогда как сегодня и без того идут активные дискуссии о вероятных уровнях потерь украинских военных. К примеру, по оценке экс-советника главы Пентагона Дугласа Макгрегора, украинская армия могла потерять до 500 тыс. человек только убитыми. В Киеве с такими цифрами не соглашаются. Но все более увеличивающееся число захоронений на местных кладбищах опровергает данные украинских властей о минимальных показателях потерь. К тому же, как известно, число раненных обычно втрое превышает количество погибших. Из них немалая часть относится к тем, кто получил тяжелые ранения и, в частности, потерял конечности. Численность последних некоторые украинские аналитики оценивали в 200 тыс. человек. Плюс еще те, кто пропал без вести. В прошлом году на сайте президента Украины фигурировало до 350 тыс. запросов относительно близких, пропавших без вести. И если все это сопоставить, то общий показатель потерь превысит 1 млн человек, констатировал Леонков.
На таком фоне, по его мнению, тем более удивительными выглядят приведенные Владимиром Зеленским данные о том, что численность жителей страны на сегодня составляет порядка 30 млн человек, а состав ВСУ достигает 880 тыс. Хотя различные наблюдатели сходятся во мнении, что всего в украинском государстве осталось порядка 22–24 млн жителей. И также представляется завышенным заявленный численный состав ВСУ. Ведь если 880 тыс. поделить на 1000 км линии соприкосновения, то окажется, что на каждом километре должно находиться до батальона украинских военнослужащих. Чего явно не наблюдается, заключил главред журнала «Арсенал Отечества».