- В 1970-е годы в Сомали сложилась поговорка "Дай Бог дождя или русских", поскольку среди стран, помогавших ликвидировать последствия страшной засухи 1974 года, наибольшую помощь сомалийцам оказал СССР. Недавно в Найроби создан центр гуманитарной помощи вашей стране. Как вы думаете, Россия могла бы принять участие в этой программе?
- Действительно, на протяжении многих лет эта поговорка звучала в Сомали. Советские и российские специалисты, представлявшие страну, никогда не имевшую колоний в Африке, всегда получали в Сомали самый радушный прием. Поскольку у нас есть долговременный опыт сотрудничества, Россия могла бы участвовать в международной помощи по восстановлению сомалийской государственности.
- США месяц назад объявили "войну террору" в Африке, американские военные уже появились в Судане и Эритрее. Вы надеетесь на успех этой миссии?
- Сомалийский народ выступает против любых форм терроризма, осуждает любые партии и организации, поддерживающие его. Мы приветствуем соответствующие международные усилия под эгидой ООН. В одиночку ни у кого ничего не получится. Террористические группы могут действовать в отдельных регионах нашего континента, но все африканские страны пришли к согласию в своем осуждении терроризма. Что касается Судана, то его власти подписали Пакт Африканского союза о борьбе с терроризмом. Кроме того, суданское правительство просило международные организации оказать ему помощь в борьбе с террористическими группировками.
- Однако США стремятся вести эту борьбу самостоятельно, а не под эгидой ООН.
- Это так. Но я думаю, что реальная борьба с терроризмом возможна только при коллективных усилиях. Вне зависимости от того, идет ли речь об Африке, или любом другом регионе мира. Здесь важно, чтобы в определении феномена терроризма Объединенные Нации, в том числе США, пришли к согласию. Мы не верим, что одна или две страны могут преградить путь терроризму.
- Как бы вы прокомментировали утверждения некоторых американских политиков и ряда западных СМИ, что "Аль-Каида" располагает базами в Сомали?
- Спекуляции некоторых СМИ вокруг Сомали основаны на том тезисе, что сомалийское правительство не контролирует пока всю территорию нашей страны, поэтому возможно, что члены "Аль-Каиды" и "Талибана" нашли здесь убежище. Я могу сказать, что были единичные случаи, также, как и в Кении, в Эфиопии и в любой другой стране, когда члены "Аль-Каиды" могли найти в Сомали, где спрятаться. Подчеркну, что это были только индивидуальные сюжеты. Наше правительство было в числе первых, осудивших международный терроризм после 11 сентября 2001 года. Мы готовы принять любых представителей ООН для того, чтобы они могли убедиться, что в нашей стране нет баз "Аль-Каиды", что мы не предоставляем убежища террористам.
- Что означают для Африки решения саммита G8 об оказании помощи странам "третьего мира"?
- Африканские страны нуждаются во внешней помощи для своего экономического развития. Политики в Европе и США прекрасно понимают, какой огромный потенциал у нашего континента, и естественно, заинтересованы в оказании подобной помощи. Однако необходимо проверить практикой обещания развитых стран. Первоочередные задачи Африки сегодня - борьба с бедностью, программы развития и решение внутренних конфликтов. Во многих странах континента, в том числе в Сомали, необходимо создать базу для прочного гражданского мира.
- Российские военные приобрели полезный опыт разрешения этноконфессиональных конфликтов, участвуя в миротворческой миссии в Сьерра-Леоне. Применим ли он в Сомали?
- Участие России в урегулировании конфликта в Сомали мы бы только приветствовали. Ведь у нас есть традиции сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Сегодня Россия для нас более желанный партнер в этом деле, чем какая-либо другая страна. Россияне могли бы помочь нам в создании военной инфраструктуры, консультациями по урегулированию внутренних конфликтов, нам также был бы полезен их опыт в построении новой государственности.