В МОСКВЕ с 6 по 18 октября пройдет первый международный фестиваль современного танца. Инициатор его проведения - Немецкий культурный центр. Его директор Михаэль Кан-Аккерман рассказал "НГ" о причинах и подробностях масштабной акции.
- Для нас в России танец - особо интересная область, потому что ваша страна находится здесь в очень противоречивой ситуации. Россия, с одной стороны, имеет репутацию одной из самых "танцевальных" держав мира, к тому же именно здесь до революции процветал модерн-танец, о чем многие подзабыли. С другой стороны, в советское время все поиски в современной пластике прекратились, и процветало музейное представление о танце в духе XIX века. Сохранились высокие традиции классического балета, но новый художественный язык почти не развивался, в отличие от Европы и США. Россия, которая некогда находилась в авангарде, теперь имеет такую публику, которая с трудом смотрит современное танцевальное искусство.
В последние годы в России вновь возобновилось это движение, но оно проходит вне стен признанных культурных учреждений. Многие постановки российских хореографов, о которых здесь мало кто знает, завоевали признание в мире и получили награды на международных фестивалях танца. Несмотря на то, что ваша страна с опозданием входит в русло мировой танцевальной культуры, в России лучшие творцы современного российского танца не подражают признанным образцам европейского и американского танца, но подходят к ним творчески.
Этому молодому танцу очень сложно завоевать репутацию в России как в традиционных театрах, так и у публики, не говоря уже о том, чтобы стать частью официальной культуры. Несмотря на то, что в последние годы государство перестало предписывать деятелям искусства, как им творить, в головах политиков до сих пор сохранились советские представления о роли искусства. Им кажется, что искусство должно либо воспитывать, либо развлекать, либо выступать в качестве декорации к каким-либо государственным актам. Поэтому поддержку получают главным образом определенные виды искусства - то, что было признано и в советские времена или может сыграть определенную роль в тех или иных политических интересах. Либо то, что лично нравится деятелям культурной политики.
Но мы убедились на опыте, что в Москве уже существует публика, интересующаяся современным искусством, поэтому имеет смысл приглашать хорошие труппы из-за рубежа. Фестиваль танца будет способствовать решению важной задачи - выходу современного российского танца из культурного подполья. Это нигде не происходит быстро - в Германии современной музыке понадобилось сорок лет, чтобы получить признание не только специалистов-музыковедов, но и широкой публики, а Пину Бауш - ныне хореографа с мировым именем - в начале ее пути считали просто сумасшедшей. Здесь большой психологический эффект имеет помощь государства: если оно поддерживает искания, это оказывает влияние на интерес зрителей.
Кроме того, мы надеемся, что современный танец и балет в России взаимно повлияют друг на друга, как этот произошло в мире после долгих лет художественной конфронтации. Поэтому в качестве темы фестиваля мы выбрали взаимоотношения между классической традицией и современным танцем. До сего времени современный танец присутствовал на сцене главных театров, в том числе и Большого, лишь в виде гастролей зарубежных трупп. Теперь в фестивале примут участие и российские труппы. Для нас важно, что московский Музыкальный театр согласился стать одним из организаторов фестиваля: это означает, что крупный официальный театр со сложившимся репертуаром повернулся лицом к новым формам искусства.