За партию Германна в 'Пиковой даме' солист ГАБТа Николай Цискаридзе получил две премии.
Фото Игоря Захарина
Валерий Гергиев и его команда, привыкшие снисходительно поглядывать на "второстепенный" московский театр, дважды испытали гнев и разочарование. В первый раз, когда "Золотую маску" за лучший спектакль получила "Пиковая дама", и не только хореограф, но и исполнители главных партий Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа, причем "масочный" фестиваль проходил в Петербурге, и директор ГАБТа Анатолий Иксанов принял награду для москвичей на глазах сильно раздосадованных питерских патриотов. И во второй раз, когда тот же балет отхватил еще и Государственную премию, а Ролан Пети получил полагающиеся лауреату почести в Кремле.
На гребне успеха "Пиковой" Пети выпустил еще "Собор Парижской Богоматери", перенеся в Россию свой давний, 1965 года спектакль. Вслед за этим последовала классическая "Раймонда" в редакции Юрия Григоровича. Но тут у ГАБТа начались проблемы: оба спектакля особых восторгов не вызывают, прежде всего по вине труппы. Кордебалет, как и многие солисты, равнодушно отнесся к предложенным художественным задачам, отчего полезли наружу постановочные недостатки - определенная старомодность опуса Пети и танцевальная монотонность "Раймонды". Зато третья премьера, "Светлый ручей" Алексея Ратманского, изящная игра в советский "драмбалет", построенная на преклонении перед музыкой Шостаковича, реабилитировала труппу. Длинный список удачно сделанных ролей в этом балетном водевиле показывает, что московские танцовщики могут и умеют танцевать стилистически точно и актерски насыщенно. Единственная, но существенная оговорка: если захотят...
И совсем плохо, что за пределами ГАБТа в московском балете начинается бесплодная территория. "Спартак" в труппе Натальи Касаткиной и Владимира Василева, "Цирк приехал" Дмитрия Брянцева в Музыкальном театре - спектакли, сделанные по ту сторону добра и зла. Профессиональное бессилие постановщиков удручает. А что касается опуса "Вальс белых орхидей", сочиненного Константином Уральским в труппе Русский камерный балет "Москва", то Господь простит обозревателю "НГ" половину грехов за то, что обозреватель досмотрел эту бездарную тягомотину до конца.
Впрочем, в той же труппе был показан лучший в Москве спектакль современной хореографии. Как водится с нашими лучшими спектаклями, этот тоже поставил иностранец, француз Режис Обадиа. Его "Весна священная" резко выделяется на фоне других, тоскливо-многозначительных опусов российского современного танца, зациклившегося на собственной вторичности. "Весна" может соревноваться лишь с блестящей постановкой Татьяны Багановой - "Полеты во время чаепития". Увы, "Полеты" - птица залетная, поскольку багановская труппа "Провинциальные танцы" обитает в Екатеринбурге. И спектакль наряду с двумя привезенными из Орлеана постановками хореографической компании Жозефа Наджа ("Время отступления" и "Войцек") может претендовать лишь на звание "самые прекрасные гастроли". Кстати, "Войцек" такое признание уже получил: по результатам опроса московских критиков, он признан лучшим иностранным спектаклем сезона.
В списке других интересных гастролей - "Манон" силами Мариинского театра с великолепной Светланой Захаровой, английская компания Акрам Хана, балет Римской оперы с программой дягилевских "Русских сезонов" и десятидневные выступления Королевского балета Великобритании. Впрочем, любое знакомство с нынешним состоянием западного танца всегда полезно: будь это труппа хорошая, средняя или плохая, в любом случае она дает повод для сравнений и размышлений, кто же нынче впереди планеты всей в области балета. В этом смысле разные по качеству и типу танца балет театра Ла Скала, "Гольдберг-вариации" из Цюриха, труппа Хьюстонского балета, компания Мориса Бежара и голландский "Интроданс" даром не прошли. А если вспомнить, что годика через два нам обещаны гастроли балета Парижской оперы - на душе и вовсе теплеет...