0
1146
Газета Культура Интернет-версия

23.12.2005 00:00:00

Наив и экспрессия получают признание

Виктория Кондрашова

Об авторе: Виктория Кондрашова - арткритик.

Тэги: зверев, костаки, выставка


Интерес к творчеству Анатолия Зверева, талантливейшего русского художника-авангардиста, сложно преувеличить. Хулиган, босяк и нонконформист во всех проявлениях, Зверев по праву признан гением своего времени. Интерес к его творчеству не угасает – в прошлом и позапрошлом годах персональные экспозиции Зверева прошли в галереях «Дом Нащокина» и «Кино».

Георгий Костаки – не менее легендарная личность, и среди коллекционеров советской эпохи занимает особое место. Выходец из Греции Костаки собрал уникальную коллекцию русских икон, произведений авангардистов первой трети XX века, а также современных ему художников нонконформистов.

Важно, что Георгий Костаки был не просто коллекционером работ Анатолия Зверева – он был его другом, поэтому неудивительно, что в доме Костаки родился культ художника. С конца 50-х Анатолий Зверев стал часто бывать в семье коллекционера.

Выставка «Зверев и Костаки» – это проект, демонстрирующий работы Анатолия Зверева, на протяжении почти тридцати лет создававшего портреты членов семьи коллекционера; и произведения младшей дочери Костаки Наталии, в чьей жизни большую роль сыграло общение с прекрасным художником.

Работы Зверева, представленные в экспозиции, – это портреты самого Георгия Костаки, его жены Инны и их дочерей. Все портреты выполнены в «фирменной» зверевской лирично-экспрессивной манере. Художник одним штрихом, росчерком, линией создает емкий образ, удивительный по силе художественного воздействия. В живописных портретах преобладают темные, перетекающие друг в друга тона, на фоне которых яркими вспышками мелькают цветовые пятна, акцентирующие черты лица портретируемого. Зверев не стремится передать портретное сходство, гораздо важнее для него отразить чувства, переживаемые человеком. Это заметно, например, в портрете Георгия Костаки 1976 года, точно считывается состояние человека, пережившего пожар, уничтоживший часть коллекции, и принимающего решение об отъезде из России.

Работы Наталии Костаки чрезвычайно интересны и самобытны. На ее творческую манеру оказали влияние и экспрессионизм в работах Зверева, и иконы, которые коллекционировал ее отец. Мотивы, преобладающие в живописи Наталии Костаки, в основном религиозные, но художественная манера, где образы складываются из экспрессивных переплетений черных контуров, несомненно, берет свое начало в творчестве Анатолия Зверева. В то же время ее работы очень индивидуальны – в отличие от Зверева Наталия использует открытые яркие цвета и оттенки.

Цвет в работах Костаки берет верх над предметными мотивами – ее полотна можно воспринимать одновременно и как абстракции, и как фигуративную живопись.

Связь между работами Анатолия Зверева и Наталии Костаки – неразрывная. И проявляется она не только в использовании портрета как основного жанра для выражения своих творческих чувств, а в глубинном переплетении времен, в связи русского авангарда, искусства 60-х годов и позднего «экспрессионизма» второй половины и конца прошлого века.

В ГТГ на Крымском Валу проходит выставка художницы Елены Андреевны Волковой «Мир всем!». Событие это уникальное. Впервые творчество нашей современницы, 90-летней художницы, творящей в стилистическом направлении «наивного» искусства, демонстрируется в Третьяковке в солидном объеме – 50 живописных работ и 12 рисунков из собрания автора и частных коллекций.

Первые свои произведения Волкова, родившаяся в украинской крестьянской семье, создала в начале 60-х. До этого она уже успела пройти большую «школу жизни» и поработать и помощником киномеханика, и санитаркой.

В своих работах Волкова изображает цветы, фрукты, зверей, рыб, рыболовов, людей – увиденных как идеальные, но не реальные предметы и явления. Не имея никакого академического образования, Волкова не воспринимает мир как объект копирования, она сохраняет великое детское чувство первозданного удивления и поклонения ему.

Неудивительно, что в начале 70-х работы Елены Андреевны Волковой становятся известны и в Москве, где наряду с работами нонконформистов причисляются к категории «неофициального» советского искусства.

Первая персональная выставка художницы состоялась в 1973 году в Омске, где несколько лет жила художница. С 1974 года Волкова участвует в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Журналисты обращают внимание на творчество Елены Андреевны, посвящают ей многочисленные телепередачи и публикации в прессе.

«Наив» для Волковой – это традиция, в которой проистекает ее внутренняя жизнь. Самобытность и искренность – определяющие факторы ее творчества.

В работах Елены Андреевны Волковой отражаются внутреннее состояние, отношения с людьми, любовь, радость. А сочетание чистых цветов и сияющая поверхность холста объединяют всю композицию в единую живую ткань.

По словам Виталия Пацюкова, исследователя творчества Елены Андреевны Волковой, ее вибрирующее световое пространство источает огромную духовную энергию. Это взгляд на мир горящей неутоленной любовью души, особое состояние, которое Ван Гог определил как «быть пораженным бессмертием».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
363
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
413
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
229
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
314

Другие новости