0
3731
Газета Культура Интернет-версия

26.04.2017 00:01:00

Жизнь как натюрморт, Моранди как ристретто

Тэги: пушкинский музей, выставка, метафизика


пушкинский музей, выставка, метафизика Из 2017-го в 1973-й. На вернисаже Виктория Маркова (в центре) показывала каталог первой в СССР персональной выставки Моранди. Фото автора

В выставочной жизни Москвы выдалась «метафизическая» неделя. Сперва экспозицию основателя метафизической живописи Джорджо де Кирико открыла Третьяковка (см. «НГ» от 20.04.17), теперь другого метафизика и другого Джорджо – Моранди – показывают в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ. Свою выставку «Джорджо Моранди. 1890–1964» в 82 работы директор Пушкинского Марина Лошак сравнила с ристретто. Но тут, как говорится, кто что любит.

Открывая экспозицию, Марина Лошак сказала, что они не ждут большой посещаемости: Моранди, один из любимых ее художников, – живопись для гурманов, и тут нет снобизма. Учитывая то, как с подачи профильного ведомства музеям сейчас приходится гнаться за цифрами и за зрителем, за эти слова испытываешь благодарность. Впрочем, метафизик Моранди – имя прекрасно известное, хотя ретроспектива его работ и не станет выставкой-блокбастером. В Пушкинском музее первую в СССР его монографическую выставку в 1973-м готовили Ирина Антонова, Марина Майская и как раз Виктория Маркова, которая курирует и нынешние гастроли морандиевских произведений – сейчас вместе со специалистом по творчеству Моранди, научным директором Фонда изучения истории искусства Роберто Лонги Марией Кристиной Бандерой.

На полке под стеклом стоит в ряд посуда – большой и «глядящий» гордо кувшин, вазочки разных силуэтов-комплекций, пиала. Это предметы из мастерской Джорджо Моранди – модели прославивших его натюрмортов. В каком-то смысле этот живописец был аскетом: глядя на его работы, думаешь, что он годами, десятилетиями решал какую-то одну важную для него задачу – компоновал в разные «мизансцены» набор немногочисленных предметов, ограничивал себя в цвете, чтобы из его тонов (охристые, желтоватые, розоватые, сероватые) получить подобие света, свечения поверхности. «В законченных работах Моранди есть несколько скрытых слоев краски – яркие красные и синие тона, придающие поверхности и серых и белых тонов теплое сияние», – в залах приведены слова Эдуарда Родити из интервью с художником в 1958 году. 

Выставка конспективно показывает, как Моранди к этому свечению шел, постепенно убирая из картин графичность, контуры (с более линеарными его вещами можно сравнить натюрморты Дмитрия Краснопевцева), сужая цветовую палитру. И в связи с его минималистичными светлыми натюрмортами неизменно вспоминают «белое на белом» Владимира Вейсберга, но на теперешней выставке Моранди один.

Жизнь на кону – такое у Моранди тоже могло быть: в 1915-м он был призван во Второй гранатометный полк, но до отправки на фронт демобилизован из-за нервного срыва. Но в живописи другое – это жизнь на картину. Будто Моранди в течение всего своего пути писал, пусть на разных холстах, одно длинное, как затянувшийся роман, полотно. Или порой даже не писал, а лепил, почти эфемерные образы создавая из очень пастозной живописной поверхности.

В этой заглаженной поверхности, пастозности видится если не борьба с живописной плоскостью, так медленное, методичное ее «возделывание». На контрасте вдруг вспоминаешь темпераментную вангоговскую живопись, тоже пастозную, но там в живописных мазках, в том, с какой скоростью, нервностью они положены – взять хоть «Красные виноградники в Арле» из Пушкинского, – уже разыгрывается отдельная трагедия.

Пейзажи Моранди пустынны, и, когда он брался изображать вазы с цветами, предпочитал искусственные, шелковые цветы – будто доводя до предела их натюрмортную природу. Эти же мотивы – вазы, пейзажи, цветы – повторяются в его офортах. В 1930–1956 годах Моранди возглавлял кафедру гравюры в Болонской академии художеств, а в 1953-м взял Гран-при за гравюру на II Биеннале Музея современного искусства Сан-Паулу. Даже на автопортрете 1925-го Моранди подобен натюрморту: фигура на нейтральном, как и его still life, фоне, палитра и кисть в руках – всё. На себя он тоже смотрит как на предмет – нет почти ничего, что ждешь от автопортрета. Кажется, эмоции изъяты, Моранди интересуют и здесь мерцание полутонов, живописная фактура.

В 1918 году Моранди увидел репродукции картин де Кирико – и вот вам его прочтение «манекенной темы». Если у де Кирико манекены были хоть и героями преимущественно алогичных, не подразумевающих, по мнению художника, смысла, но все-таки персонажами, то Моранди переосмысляет мотив, обращая манекенов в части натюрмортов. «Мои натюрморты того времени остаются натюрмортами и никоим образом не наводят на какие бы то ни было метафизические размышления. Мои манекены для модисток – такие же предметы, как и все прочие, они не были выбраны, чтобы намекнуть на символическое присутствие человеческих существ», – рассказывал он.

Марина Лошак сравнила выставку с ристретто – небольшая, но концентрированная. Но в экспозиции, работы для которой, за исключением эрмитажных вещей, собирали в итальянских музеях, в частных собраниях, акцент - по числу произведений - сделан на стремящихся почти к монохромности натюрмортах. Их много, признаться, мучительно много, в то время как путь, поиски, развитие этой темы прочерчены, увы, пунктирно. Когда видишь такой расклад, в итоге морандиевское художественное исследование, как представляется, либо обладало терапевтическим свойством (как процесс созерцания и создания для художника, и в жизни искавшего уединения, редко выезжавшего из родной Болоньи), либо, возможно, выражало какую-то мучительную невозможность живописную задачу наконец решить. И в экспозиции нюансы натюрморта как still life («тихая, неподвижная жизнь») переходят в итоге к natura morta, буквально – «мертвой природе».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
229
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
279
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
236
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
199

Другие новости