0
4066
Газета Культура Интернет-версия

20.11.2017 00:01:00

Свобода без денег

Тэги: форум, независимые театры, петербург, частные театры


форум, независимые театры, петербург, частные театры Для наглядного образа опасности цифровых коммуникаций режиссер нашел нестандартное решение. Спектакль «Любовь и деньги». Фото предоставлено пресс-службой форума

Арест Кирилла Серебренникова внес коррективы в театральный сезон не только в Москве. Форум независимых театров, который впервые состоялся в «Гоголь-центре» в прошлом году и консолидировал около 40 коллективов из регионов страны (см. «НГ» от 21.11.16), должен был иметь продолжение и в нынешнем. Тогда же в Северной столице совершенно самостоятельно разработали параллельный фестиваль. Причем организаторы в Москве и Петербурге до последнего момента не знали о планах друг друга. Идеи, что называется, витали в воздухе. На второй год частные театры собрались только силами Петербурга, символично предварив державный Международный культурный форум.

«Мы пытаемся добиться федеральной поддержки независимых театров. С помощью форума мы рассказываем о себе зрителям, это самое главное, и начинаем общаться сами. Ведь театры друг другу не конкуренты. Когда мы вместе, мы способны продвигать новые законопроекты. Но нам хочется быть шире – говоря о независимости, иметь в виду не только юридическую или финансовую систему, но и эстетическую, организационную составляющую, цензурные механизмы. То есть форум независимых театров – не равно форум негосударственных театров. Однако всем нужны деньги и свобода», – рассказал «НГ» директор форума Давид Жарницкий.

Безусловно, для каждого театра, будь то независимый или государственный, главная ценность – актеры. Но так как коллективы малюсенькие – их миграция внутри одного города подчас создает иллюзию единой творческой команды. Трагикомедия «Мария Стюарт» «Такого театра» написана по мотивам романа Цвейга режиссерами Игорем Сергеевым и Варей Светловой разговорной прозой. Свободной, яркой и азартной. События XVI века неожиданно становятся авантюрно-увлекательными и современными – без пыли времени. Словно поколение 30-х пересказывает мировую историю с войной корон, конфликтами крови, долга и чести, дворцовых интриг близким для себя языком (и вербальным, и театральным) – быстрым, лаконичным, ежедневным. На сцене-подиуме – несгибаемая Мария Стюарт (Светлана Савенкова), ее трусливый брат Джеймс (Александр Худяков), рыжая бестия Елизавета Тюдор (Мария Амеленкова), лукавый монах (Игорь Грабузов)…

Маленькие, но гордые коллективы манифестируют радикальную эстетику, которая подчас не вписывается на подмостки театров с вековой историей. К таким можно отнести Новый Императорский театр под руководством Олега Еремина. Дерзкий, острый, сополагающий стихию театра и новомодную фэшн-индустрию, не чуждый открытой эротики; где актеры играют перед лицом зрителя на расстоянии вытянутой руки, заглядывая в глаза и не боясь быть ничем не защищенными – ни рампой, ни маской. Британскую современную драму «Любовь и деньги» о кризисе мировой коммуникации, нарастающей циничности мира железок и гаджетов труппа разыгрывает в вытянутой зеркально-белоснежной «трубе» мужской цирюльни внутри стильного универмага. Являя героев-неврастеников, явных и потенциальных самоубийц. Несколько сжатых диалогов-скетчей выносят безнадежный вердикт: чувства, эмоции, человеческие желания остались в прошлом веке, породив лишь жажду денег и материального превосходства как новую любовь и религию.

Выбор уникальных локаций для театрального действия – несомненное преимущество независимых. Отсутствие постоянной площадки – как вечный минус – иногда может быть повернуто и в позитивное русло, особенно если речь идет об атмосферных ландшафтах Петербурга. Спектакль-инсталляция «Старик и море» «Театра на вынос» (режиссер Алексей Ершов), кажется, преследует лишь эффект эпатажа. Группу зрителей ведут на заброшку. На ее территории за долгие годы успел искусственно образоваться пруд. Старик (Даниил Вачегин) – в натуральной надувной лодке. Его внутренний монолог мы слышим из магнитофонной записи, пока топчем пожухлую осеннюю листву на берегу. Над нами на ржавом гараже примостился в ожидании Мальчик с биноклем. Когда на улицах зажигаются вечерние огни, сквозь пустые глазницы заколоченных окон льется тусклый свет фонарей. Концепция уступает силе места: создатели словно ностальгируют по 90-м. Трущобы, неприкаянность, попса из кассетника – и унылый пейзаж становится точкой своеобразной медитации.

«Мест нет» «Плохого театра» (режиссер Дмитрий Крестьянкин) – вербатим на злобу дня, спектакль-переживание об известном теракте в питерской подземке. Среди персонажей – уборщица, отмывающая с пола кровь, страховой агент, дарующий право чувствовать себя в безопасности и тут же презирающий тех, кто покупает своему телу шанс быть спасенным; таксист, который альтруистично развозил пострадавших по городу и в итоге был предательски ограблен… В Анненкирхе, обуглившейся от пожара, действие погружает в аутентичную атмосферу страха, опасности, неизбежности и в то же время покоя – погибшие души находят успокоение только в ином мире. Идеей места обретаются смыслы. После показа проходит обсуждение с психологами, и в этом, конечно, видна набирающая обороты социальная миссия театра. Касаясь еще одной актуальной темы, стоит добавить, что оригинальность интеграции театра и Церкви в данном случае состоит и в том, что, пережив катаклизмы ХХ века, когда уничтожение евангелического прихода сменилось использованием здания – памятника как кинотеатра, а затем рок-клуба, Церковь не прекращает диалог с городом посредством выставок, концертов, спектаклей, а часть выручки идет на реставрацию живописного храма.

В Петербурге театральная ситуация и в экономическом плане особенная – ее не сравнишь ни с московской, ни с региональной. К счастью, в городе стабильно существует субсидия комитета по культуре, которую так или иначе в разных объемах могут получать негосударственные театры на свою деятельность. «Поскольку город очень избалован и требователен к культурной жизни, к мнению жителей прислушиваются. Комитет лавирует между властью и достаточно сильным театральным сообществом. Такое ощущение, что даже если не дают денег, то знают твою фамилию. Там работают люди, которые реально ходят в театры. И важные названия и имена поддерживаются из года в год», – комментирует Михаил Патласов, создатель спектакля о бездомных «Неприкасаемые».

В дискуссионной программе форума прозвучало немало важных вещей. Одна из исторических параллелей (ее привела на лекции искусствовед Юлия Клейман) – некоммерческий театр США 20–30-х годов, вышедший из искусства любителей (буквально – из рыбацких сараев). Готовых голодать, но ставить пьесы в соответствии со своими идеалами. В годы Великой депрессии государство впервые оказало поддержку частным театрам, потому что осознало, что именно театр сможет предотвратить социальную катастрофу.  

Санкт-Петербург–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
369
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
419
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
237
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
320

Другие новости