0
4930
Газета Культура Интернет-версия

13.12.2017 00:01:00

Свеча горела

Тэги: премьера, опера, пиковая дама, владимир федосеев, геликон опера


премьера, опера, пиковая дама, владимир федосеев, геликон опера Графиня вспоминает, как выступала при французском дворе. Фото Анны Моляновой предоставлено пресс-службой театра

«Пиковая дама» – вторая после пуччиниевской «Турандот» работа Владимира Федосеева, с тех пор как он занял должность главного приглашенного дирижера «Геликон-оперы». Не исключено, что и выбор названия был продиктован именно этим драгоценным «приобретением» театра: русскую музыку считают коньком 85-летнего дирижера.

Главной героиней спектакля режиссер Дмитрий Бертман сделал музыку: оркестр вопреки традиции находится не в яме, а на сцене, причем в центральной ее части, на нескольких ярусах. Наблюдать грозную поступь тромбона и тубы в теме рока, вихри флейты в сцене бури, шуршание альтов во вступлении к четвертой картине, небесное пение скрипок в последнем, спасительном, проведении темы любви: уже только одно это – настоящий театр.

Театр анонсировал постановку первой редакции оперы: отличий от традиционно исполняемой здесь практически нет, существенное касается введения детского хора в пятой картине. «Хор в сцене в казарме у Чайковского выписан как церковный с использованием ключей до (в композиторской практике используются реже, чем скрипичный и басовый. – «НГ»). Верхний голос обозначен как дискант, не сопрано», – прокомментировала «НГ» научный сотрудник Дома-музея Чайковского в Клину Ада Айнбиндер.

Для сценического действия, учитывая нестандартное расположение оркестра, остается авансцена – для главных героев и ярус над оркестром – для хоровых сцен. Лаконичная сценография Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой сосредотачивает типичные для мрачного Петербурга признаки – задник и боковые панели с белыми штрихами (метель), пара мраморных колонн по краям, несколько статуй и, конечно, знаменитая решетка Летнего сада. Предметы, которые нужны Бертману, – стол с зеленым сукном, несколько стульев, напольные часы с маятником и зеркало, расположенное симметрично с дверью черного дерева. Последние три пункта кроме бытовой функции выполняют и символическую. Часы, видимо, как мерило оставшегося времени, как напоминание о конечности существования, как дыхание смерти, постоянно пугают героев. Лишь однажды Лиза кинется к ним с надеждой, в ожидании Германа станет переводить стрелки назад. Зеркало и манит, и отделяет героев от потустороннего мира – вглядывается в него Графиня (Ксения Вязникова), отшатывается Лиза (Алиса Гицба), готов нырнуть Герман (Виталий Серебряков); а дверь – прямой туда вход. Как только герой закрывает за собой дверь, гаснут в зеркале огоньки свечи. Разумеется, как отражение появляется и призрак Графини, хотя она – мертвая – тут, на столе.

Вокруг стола и сосредоточено действие: на нем, словно покойник, лежит Герман во время увертюры (оказывается, он мертвецки пьян), здесь же – и зрительный зал, откуда смотрят пастораль «Искренность пастушки», и сцена для Томского (Михаил Никаноров), и постель Графини, и ее смертный одр. Здесь, конечно, и играют в карты – все, включая Графиню и Лизу.

Все светлые моменты, призванные композитором оттенить трагедию, у Бертмана и Федосеева затемнены. Хор про солнечный денек звучит с ноткой агрессии, усугубляется впечатление черными сюртуками и платьями петербуржцев. Интермедию отделяет от предыдущей половины третьей картины антракт, так что она воспринимается скорее как воспоминание о бале и попытка домашнего концерта. Где, к слову, мы видим довольно глупого, напыщенного Елецкого (Максим Перебейнос), который сосредоточен на дирижировании (неумело, одной ручкой), но не замечает, что взгляд его возлюбленной уже принадлежит другому. Даже распорядитель бала – персонаж всегда незаметный – выглядит как призрак. Веселый игровой хор «Ну-ка, светик Машенька» становится сценой, где девушки из высшего общества издеваются над горничной.

Да ведь и над Германом откровенно издеваются его же приятели – спаивают и потешаются над «пьяным бредом», не стараясь заметить в «околесице» («Тогда останется одно. – Что? – Умереть!») чего-то серьезного. Обидой, уязвимостью, униженностью Германа, его желанием отомстить обществу, частью которого он так и не стал, режиссер пытается оправдать помешательство на безумной идее выведать три карты. Которая стоила жизни Графине – она, страстная женщина, которая действительно видит в Германе потенциального любовника, задыхается от смеха, услышав, зачем тот пришел, – Лизе, единственной, кто попыталась понять душу этого странного человека, да и ему самому. Огонек свечи в зеркальном отражении гаснет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
345
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
391
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
210
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
296

Другие новости